Устройство и работа мотокультиватора

Содержание

Физический труд на небольшом клочке земли полезен и приносит удовлетворение большинству домохозяек. Но когда площадь огорода значительно возрастает, или имеется множество других дел и на грядки остается мало времени, то сильно выручает мотокультиватор. Компактная садовая техника имеет простое устройство и позволяет выполнять различные манипуляции на огороде, не портя при этом маникюр. Возможности по маневрам и мощности у каждого аппарата разные, поэтому мы поможем разобраться как правильно выбрать мотокультиватор для различных задач.

Лучшие производители мотокультиваторов — какую фирму выбрать

Если требуется выбрать надежную технику по обработке почвы и не хочется вникать в ее особенности, то лучшие модели находятся среди лидеров отрасли:

Но лучше все же познакомиться с конкретными аппаратами поближе, чтобы понимать их возможности и области применения. Для этого подготовлен рейтинг недорогих мотокультиваторов. В этой же статье мы обсудим значение и диапазон параметров для самостоятельного подбора каждой характеристики.

Принцип работы и устройство мотокультиватора

Данная садовая техника имеет широкую область применения.

С ее помощью можно:

1. Окучить стволы растений на огороде;

2. Вскопать обширный участок земли;

3. Разработать целину;

4. Выполнить борозды под посадку картофеля;

5. Перемолоть грунт для засева пшеницы;

6. Разбить земляную корку вокруг деревьев;

7. Нарезать грядки.

Применение мотокультиваторов начинается от небольшого клочка земли во дворе или теплице, до просторных полей за городом или на ферме.

Работать с техникой можно как молодым, так и пожилым, мужчинам и женщинам. Это хорошее подспорье в преклонном возрасте, надежный помощник при больших объемах и хороший инвентарь, чтобы не портить маникюр и не травмировать кожу на руках.

Принцип работы мотокультиватора основан на вращении, которое обеспечивает бензиновый или электрический двигатель. Этот элемент расположен в верхней части кузова. От него, через редуктор, крутящий момент передается на вал.

Cуществует несколько возможностей использования этого вращения:

1. Активное — к валу подсоединяются различные фрезы, которые вращаются на большой скорости. Это позволяет вгрузать в почву, прорезать ее, разрыхлять и дополнительно, толкать весь аппарат дальше. Колеса в этом случае играют лишь вспомогательную, опорную роль. Так, можно убрать корку с поверхности почвы, перемолоть верхний слой под посадку семян или смешать землю с рассыпанным удобрением. Еще фрезы используют для уборки сорняков.

2. Пассивное — это подсоединение колес к валу, чтобы передвижение осуществлялось благодаря работе двигателя. А на кронштейны подвешивается статическое оборудование: плуг, картофелекопатель или окучиватель. Это позволяет вскопать огород на зиму, разработать целину, подсыпать землю на корни, завернуть ямы с семенами и создать борозды под посадку. Некоторые модели имеют на одном валу и колесо и фрезу, что одновременно толкает аппарат вперед и культивирует почву.

Управление мотокультиватором осуществляется рукоятками, на которых расположены кнопка газа и переключатели скоростей. Рама выполняется из металла, чтобы выдерживать вес оборудования и давление при нажиме.

Размер колес может быть разным, что обусловлено их функциями (поддерживающая или основная). Много моделей имеют защитные крылья, чтобы пыль и грунт не летели в оператора.

Основными узлами и деталями культиватора являются:

4. Вал с фрезами;

7. Рычаги управления;

8. Кронштейн для фиксации обрабатывающих элементов.

Виды мотокультиваторов

Электрические

Здесь действие происходит за счет электромотора питающегося от бытовой сети. Работа осуществляется с переноской на 20-50 метров, что ограничивает область использования аппарата до дачи или приусадебного участка рядом с домом.

Устройства наделены достаточной мощностью, чтобы справляться с объемами огорода до 10-15 соток, при наличии электричества рядом. Вес моделей разнообразен и можно подобрать оборудование для женщин и пожилых.

Достоинства:

  • тихая работа двигателя;
  • отсутствуют выбросы в атмосферу, что позволяет применять в теплицах;
  • небольшая масса;
  • широкий выбор по мощности;
  • небольшие размеры корпуса;
  • складывающиеся рукоятки;
  • глубина вспашки подходит для бахчевых и корнеплодов.

Недостатки:

  • рабочая зона ограничена длиной переноски;
  • существует опасность наезда на кабель;
  • маленькие колеса труднее перемещать по крупным глыбам.

Бензиновые

Здесь все работает благодаря двигателю внутреннего сгорания, который бывает 2-х и 4-х тактным. От его мощности зависит скорость вращения и глубина вспашки. Для запуска необходим запас топлива в баке и некоторое количество машинного масла.

Вес этих культиваторов гораздо больше других, что лучше подходит для использования мужчинам. Поскольку устройство полностью автономно, его можно применять на больших огородах, далеко за городом.

Именно такие модели приобретают для фермерской деятельности. С их помощью реально обрабатывать до 30-40 соток земли и более.

Достоинства:

  • большой диапазон по ширине вспашки;
  • редуктор передает вращение без пробуксовки;
  • высокая мощность;
  • можно пахать, разрабатывать целину, садить;
  • различные варианты постановки колес;
  • выполнение работы далеко от дома.

Недостатки:

  • большая масса;
  • громкая работа двигателя;
  • дополнительная вибрация от силового агрегата;
  • выхлопные газы.

Аккумуляторные

Вращение обеспечивает электромотор, который получает энергию от батареи расположенной на корпусе. Модели отличаются очень компактной конструкцией и высокой маневренностью.

С ними легко управляться на узких грядках, обрабатывать не засаженные газоном участки на клумбах, культивировать почву в маленькой теплице. Малый вес делает их очень удобными для девушек и пожилых.

Достоинства:

  • компактны;
  • очень тихая работа;
  • легкий вес;
  • можно работать в теплице (нет газов);
  • высокая маневренность;
  • складные ручки;
  • аппарат не зависит от удаленности сети электропитания;
  • можно прокультивировать за раз ширину до 300 мм.

Недостатки:

  • высокая стоимость;
  • требуют подзарядки;
  • не рассчитаны на большую площадь;
  • мало вариантов со скоростями.

Параметры выбора мотокультиватора

Мощность

Эта характеристика прописывается в двух стандартах:

1. Лошадиные силы у бензиновых агрегатов (от 1 до 7 л.с.);

2. Ватты у электрических моделей (от 0,6 до 5,2 кВт).

Если мощности хватать не будет, то культиватор быстро израсходует свой рабочий ресурс от перегрузок и возможны пробуксовки на большой глубине вспахивания. Когда запас мощности излишний, это не дает никаких преимуществ, а только забирает большую сумму из семейного бюджета.

1. Чтобы нарезать небольшие грядки рядом с домом достаточно 0,6-1,3 кВт. Такой аппарат справится с требуемой глубиной и перемелет верхний слой почвы.

2. Работать все лето на огороде в 10-15 соток удобно с мощностью 2-3 кВт у электрических моделей или 3-4 л.с. у бензиновых.

3. Фермерская деятельность выполняется в основном на жидкотопливных устройствах с мощностью 5-7 л.с.

Двигатель

1. Бензиновые модели отличаются автономностью и широким диапазоном мощности. Благодаря значительной глубине погружения в почву ими можно корчевать целину, распахивать большие поля или нарезать длинные борозды. Это практично при наличии большого огорода (15-30 соток) или его удаленности от дома. Покупают такие модели и профессиональные фермеры.

2. Электрические двигатели мотокультиваторов питаются от розетки или аккумулятора. Тихая работа и отсутствие вредных выбросов позволяют трудиться ими в саду под открытыми окнами дома или в теплице.

Тактность двигателя (для бензиновых моделей)

1. Работа на два такта подразумевает подачу в камеру сгорания сразу смеси бензина с маслом и забору воздуха через подсосное отверстие. После отработки сгоревшие газы выходят через противоположную сторону корпуса наружу. Такая система проста в обслуживании и имеет достаточную мощность, чтобы корчевать сорняки, разрабатывать целину или пахать.

2. 4-х тактные модели имеют более сложное строение из-за отдельной подачи топлива, масла и системы клапанов с регулировкой входа и выхода воздуха. Это дает стабильные обороты и хорошую тягу, что важно для работы фрезой по разравниванию поверхности, перемешиванию удобрений или рыхлению.

Глубина вспашки

Производители указывают возможности аппарата по погружению в почву. Это регулируется диаметром фрезы и показатели бывают от 110 до 350 мм.

Выбирать максимальное значение необходимо отталкиваясь от вида почвы и предполагаемых работ:

1. Чтобы снять корку вокруг стволов деревьев или нарезать небольшие грядки хватит 100-150 мм.

2. Посадка корнеплодов, окучивание и перемешивание удобрений выполняются на глубине 180-220 мм.

3. Разработка нетронутого и заросшего травой участка требует больших значений в 280-350 мм, поскольку сорняки глубоко прорастают.

Ширина культивирования

Размер, захватываемый по ширине, пропорционален длине вала под крепление фрезы и формы последней. Варьирует параметр от 180 до 1050 мм. От этого зависит производительность мотокультиватора и его маневренность.

Читайте также:  Большой выбор плитки недорого

1. Чтобы пахать или нарезать борозды под посадку на просторном огороде нужны аппараты с шириной 500-1000 мм. Обочины таких плантаций редко имеют забор непосредственно у разработанного чернозема и места на краю огорода достаточно для разворота габаритной техники. Причем, чем больше площадь земельного участка, тем длиннее по захвату должны быть фрезы. Это избавит от многократного хождения взад-вперед и сэкономит время и силы.

2. Работа же на ограниченном пространстве (теплица, малые грядки, комбинированные клумбы, узкие полосы земли вдоль забора) нуждаются в не широких мотокультиваторах, которые способны обработать почву, и их будет легко развернуть и продолжить деятельность в другую сторону.

Масса аппарата

На глубину вспашки влияет мощность двигателя, а вот вес устройства оказывает воздействие на удобство управления. Диапазон этой характеристики может быть от 7 до 90 кг. Чем тяжелее модель, тем она функциональней и производительней.

1. Женщинам и пожилым, для работы на клумбах или в теплице, подойдет мотокультиватор до 10-15 кг, который они смогут самостоятельно подвести, запустить и достать после рыхления.

2. Для регулярной работы на дачном участке в 10 соток необходим аппарат массой 15-30 кг, и управляться им лучше мужчинам.

3. Садовая техника для коммерческой деятельности (ферма, вспашка огородов по найму) весит 40-90 кг. Такие агрегаты способны тянуть широкие плуги и глубоко погружаться в землю для качественного рыхления.

Наличие скоростей

1. Некоторые модели мотокультиваторов способны двигаться только вперед. Это считается одной скоростью и позволяет тянуть прицепной инвентарь или двигаться на фрезах по огороду. При достижении края участка необходимо ручное извлечение из глубины и разворот. Чем больше диаметр фрез, тем это сделать труднее, поэтому аппараты с одной скоростью подойдут женщинам и пожилым, при малой глубине вспашки (до 120 мм).

2. По одной передней и задней скорости на устройстве дают возможность выехать самостоятельно используя мощность силового агрегата. Так, легко развернуться у края огорода окруженного забором и продолжить пахать в другом направлении. Это практично в теплицах или огороженных узких участках.

3. Две передние и две задние скорости значительно увеличивают функционал мотокультиватора: ими легко управлять и маневрировать на различных участках, а также освободить фрезу от запутавшихся корней. Такие модели стоит использовать для прополки больших огородов или разработке целины.

4. Профессиональная деятельность требует еще большей функциональности, что возможно с трехскоростными мотокультиваторами, где низкие обороты позволяют копать твердый грунт, средние хорошо пашут и перемешивают, а высокие срезают корку и подготавливают землю под посадку.

Тип ручки

Чтобы управлять садовой техникой используют рукоятки от рамы. Но при постановке на хранение мотокультиватора торчащие ручки занимают много места в кладовке или подсобном помещении. Неудобно и перевозить такую технику в багажнике легкового автомобиля.

Для решения подобных задач выпускают модели со складными ручками, которые выставляются и фиксируются прижимами, а после работы сгибаются вдвое под раму устройства. Это пригодится тем, у кого мало места для хранения или приходится часто перевозить культиватор.

Скорость вращения фрезы

Кроме мощности двигателя имеется еще показатель скорости вращения подсоединенной к редуктору фрезы. Ее обороты влияют на обработку почвы.

1. Если культиватор приобретается для подготовки земли под грядки или разбитие корки на клумбах, то важны высокие показатели 300 об/мин.

2. Если основная деятельность — это посадка семян, то здесь достаточно скорости фрезы 200 об/мин.

3. Копать огороды хорошо получается при показателе 150 об/мин.

Стоит помнить, что высокая скорость связана с повышенной вибрацией и нагрузкой на руки. Долго работать на 300 оборотах в минуту не получится, поэтому их применяют на малых участках.

Диаметр и положение колес

Хотя колеса у мотокультиватора играют вспомогательную функцию, от их размера зависит удобство перемещения по поверхности. Чем диаметр окружности шасси больше, тем легче будет двигать аппаратом по мягкому грунту и преодолевать препятствия.

1. Если планируется использование для грядок, где не бывает крупных глыб, то можно выбирать маленькие модели с колесами 90-110 мм.

2. Работа в теплице 5х5 м, для выращивания томатов, потребует передвижения на колесах 150 мм.

3. Нарезание борозд под посадку картофеля или копка требуют больших колес от 200 мм или бесколесных моделей (отсоединяющихся), где корпус держится и перемещается на лопастях фрез.

Какой мотокультиватор выбрать

1. Для работы в теплице или обработке грядок необходима аккумуляторная модель без выхлопных газов, с глубиной погружения 195 мм, колесами на 145 мм, шириной обработки 200-300 мм, скоростью вращения 300 об/мин и массой 12-15 кг, что будет удобно женщинам и детям.

2. Чтобы обрабатывать небольшой огород под домом (до 15 соток) приобретают сетевые модели бесколесного типа, с глубиной вспашки 200 мм, шириной 300 мм, весом 7-9 кг, вращением фрез 300 об/мин, мощностью 750-1000 Вт.

3. Большой огород в поле (20-30 соток) обрабатывают бензиновыми мотокультиваторами мощностью 4 л.с., глубиной вспашки 260 мм, массой 34 кг, четырехтактным двигателем, скоростью вращения фрезы 150 об/мин, с 1 передней и 1 задней скоростями и диаметром колес 120-150 мм. Хорошо иметь одно опорное колесо спереди и два по бокам. Ширина вспашки 550-600 мм.

4. Коммерческую деятельность осуществляют с техникой оснащенной двигателем внутреннего сгорания, мощностью 7 л.с., работающим на четыре такта, с глубиной вспашки 300 мм, массой 59 кг, скоростью вращения фрез 160-180 об/мин, шириной захвата 950 мм и диаметром колес 150-170 мм. Желательно наличие 3 скоростей вперед и 1 назад.

Сколько стоит мотокультиватор

1. Для работы в теплице или на грядках необходима аккумуляторная модель за 12000 руб.

2. Чтобы ухаживать за небольшим огородом на даче при помощи сетевого мотокультиватора покупают технику за 5000-10000 руб.

3. Большой огород в поле нуждается в покупке бензиновой модели средней мощности за 9000-20000 руб.

4. Фермерская деятельность осуществляется на очень мощных мотокультиваторах, которые стоят 20000-40000 руб.

Друзьям это тоже будет интересно

Хочешь получать актуальные рейтинги и советы по выбору? Подпишись на наш Telegram.

Мотоблок является самым известным и востребованным видом малой сельскохозяйственной техники и широко используется для решения различных агротехнических задач. Популярность агрегата обусловлена его универсальностью, простотой в использовании и высокими эксплуатационными характеристиками.

Технические характеристики

Главными техническими параметрами мотоблоков являются мощность, тип двигателя, ширина захвата, глубина вспашки и расход топлива.

  • Мощность мотора современных моделей варьируется от 3,5 до 15 л. с. Маломощные образцы с двигателями от четырех до шести лошадиных сил используются для сезонных работ на небольших приусадебных участках размеров от 10 до 50 соток. На маленьких дачных огородах площадью 6 соток мотоблоки обычно не используются, и уступают место мотокультиваторам. Модели с мощностью двигателя 6-7 л. с. отлично справляются с полями от 40 соток до 1 га, а образцы тяжёлого класса с моторами по 8-15 л. с. используются на плантациях от 1 до 4 га.

При обработке более масштабных территорий использование мотоблоков считается неэффективным, и в таких случаях требуется помощь мини-трактора.

  • Следующим важным рабочим параметром является тип двигателя. Как было сказано выше, бензиновые модели устанавливаются на мотоблоки мощностью до 10 л. с., а дизельные – от 8 до 15 л. с. При этом дизельные агрегаты обладают значительно большим моторесурсом и используются для выполнения тяжёлых земляных работ.
  • Не менее значимым техническим показателем является ширина захвата навесного оборудования, которая напрямую влияет на общую производительность мотоблока. Так, модели мощностью в 2,57 кВт способны захватывать по 60 см поверхности, образцы с мотором 2,94-3,6 кВт – 80 см, агрегаты 3,68-4,41 кВт – до 90 см, и тяжеловесы с двигателями от 6,62 до 8,83 кВт – захватывают 100 см.

  • Глубина захвата также зависит от мощности двигателя и варьируется от 20 см у маломощных моделей до 35 см у серьёзных образцов.
  • Расход топлива разнится в зависимости от модели и в среднем составляет 0,9-1,5 кг/час.

Устройство и принцип работы

Мотоблок представляет собой мобильное колёсное устройство, работающее на базе одноосного шасси, по своей функциональности сравнимое с мини-трактором. Название мотоблок было дано ему в середине 80-х годов прошлого века, притом что до этого технику называли одноосным пешеходным трактором. Старый термин был обусловлен особенностью управления агрегатом, в процессе которого оператор вынужден шагать за ним вслед и держать машину за специальные рукоятки.

За время своего существования агрегат не претерпел каких бы то ни было серьёзных изменений, став промежуточным звеном между мини-трактором и мотокультиватором, вобрав в себя лучшие эксплуатационные характеристики обоих видов.

Современный рынок представляет широкий ассортимент мотоблоков от разных производителей, однако, их конструкция не имеет принципиальных различий. Все агрегаты устроены примерно одинаково и включают в себя двигатель, ходовую часть, трансмиссию и систему управления.

  • Двигатель. Современные мотоблоки оснащены двигателями внутреннего сгорания, причём в более лёгких моделях используют бензиновые четырехтактные движки, в то время как образцы тяжёлого класса оборудуются мощными дизельными моторами. Однако на более ранних моделях можно встретить и двухтактные двигатели, но в силу их возраста встречается такие образцы достаточно редко. Моторы, в свою очередь, оснащены системами воздушного охлаждения, зажигания, топливными фильтрами, карбюратором и системой смазки.

Механизм запуска практически во всех моделях представлен двумя видами стартера – ручным и электрическим. Это позволяет завести двигатель в любых температурных условиях, а также после длительного простоя агрегата.

  • Трансмиссия, передающая крутящий момент на колёса, служит для изменения скорости агрегата, и состоит из редуктора, дифференциала, сцепления и коробки переключения скоростей. Последняя, в свою очередь, может иметь до шести передних и двух задних передач. Практически все машины оснащены валом отбора мощности, при помощи которого крутящий момент передаётся на вращающиеся элементы навесного оборудования. Дифференциал устанавливается преимущественно на тяжёлых машинах и обеспечивает вращение левого и правого колёс с разной скоростью. Это бывает необходимо при обработке сложных участков и вспашке целинных земель.

Дифференциалы моста часто оснащаются системой блокировки, при включении которой оба колеса начинают вращаться с одинаковой скоростью. Это позволяет мотоблоку преодолевать высокие препятствия и осуществлять транспортировку грузов по бездорожью.

  • Ходовая часть мотоблоков представлена крепкой стальной рамой, на которой крепятся основные узлы и колёсные диски. Большинство агрегатов оснащены широкими пневматическими колёсами и дополнительно укомплектованы грунтозацепами. Последние представляют собой металлические обода с глубоким агрессивным протектором. Грунтозацепы предназначены для увеличения веса мотоблока, а также для улучшения его сцепления с землёй во время выполнения тяжёлых земляных работ, например, вспашке.
Читайте также:  Салон красоты в классическом стиле

  • Органы управления представлены совокупностью систем, позволяющих изменить направление движения и скорость мотоблока, и включают в себя руль с расположенным на нём рычагом переключения передач, ручками сцепления и газа, а также кнопкой экстренного тормоза. Рычаги управления карбюраторной заслонкой и валом отбора мощности расположены на соответствующих узлах и также хорошо доступны. Сам руль во многих моделях может регулироваться по высоте и глубине выноса, что позволяет настроить мотоблок под свой рост.

Как подготовить к работе?

Сразу после покупки мотоблок нуждается в грамотной подготовке, от правильного проведения которой зависит успех дальнейшей эксплуатации агрегата. Перед тем как завести агрегат, необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации. Обычно там пошагово прописывается каждый этап подготовки к запуску и сам запуск. Однако если агрегат был приобретён с рук и сопроводительная документация на него отсутствует, то для того, следует воспользоваться рядом простых рекомендаций.

Итак, перед первым пуском необходимо протянуть все резьбовые соединения агрегата, проверить уровень масла в бачке и залить бензин в топливный бак. Несмотря на то что большинство современных моделей мотоблоков работает на бензине марки А-92, 95-й бензин в них также с успехом заливается. Исключение составляют двухтактные бензиновые моторы, установленные на старых мотоблоках. В качестве топлива они используют бензин, разведённый моторным маслом в пропорции 4: 1.

Что касается дизельных двигателей, то в летний период следует заливать летнюю солярку, а зимой – зимнюю.

Если этим требованием пренебречь и запустить двигатель при отрицательной температуре на летней солярке, то через короткий отрезок времени топливо загустеет и забьёт топливопровод. Если мотоблок уже не новый, нелишним будет проверить, в каком состоянии находятся свечи зажигания и при обнаружении прогоревших экземпляров их следует немедленно заменить. После того как подготовительные мероприятия будут завершены, мотоблок устанавливают на ровную поверхность, регулируют высоту и вынос руля, а также проверяют плавность хода рычагов газа и сцепления.

Как правильно заводить?

Запуск бензинового и дизельного двигателей выполняется по-разному, поэтому прежде чем к нему приступить, необходимо ознакомиться с некоторыми правилами.

  • Бензиновый мотоблок запускают следующим образом: рычаг подсоса устанавливают в положение «Запуск» (Choke), открывают бензиновый кран и 3-5 раз прокачивают с помощью ручного стартера. Затем включают зажигание и ещё раз дёргают за трос стартера. Как только двигатель заработает, рычаг подсоса переводят в режим «Работа» (Run). Если же мотоблок оснащён электрическим стартером, то для его запуска достаточно просто включить зажигание. Электростартер автоматически начинает закачку бензина в карбюратор и никаких дополнительных действий со стороны оператора не требует.

  • Дизельные моторы запускаются немного сложнее, что обусловлено склонностью системы к завоздушиванию, а солярки к перемерзанию. Поэтому при запуске дизеля в зимнее время в бак следует заливать топливо соответствующей плотности. Для того чтобы удалить воздух из системы, существует два способа. В первом случае можно 5-7 раз поработать ручным стартером и подобным образом прокачать систему. Если это не помогает, то следует прибегнуть ко второму, более трудоёмкому, но эффективному методу.

Для этого открывают кран подачи солярки, затем поочерёдно раскручивают все соединения топливопровода. Как только в раскрученном соединении появляется солярка, его закручивают и двигаются дальше до самой форсунки. Затем открывают все топливные краны, устанавливают газ в среднее положение и, удерживая пальцами декомпрессор, выжимают его и пару-тройку раз прокачивают. После этого декомпрессор немного оттягивают и постепенно возвращают в начальное положение. Далее на него ещё раз нажимают и сразу же дёргают ручной стартер.

Если всё сделано правильно, то двигатель должен завестись.

Инструкция по эксплуатации

Чтобы мотоблок прослужил как можно дольше, а работа с ним была простой и комфортной, необходимо соблюдать ряд рекомендаций.

  • Обкатку нового мотоблока производят в течение 25 часов, после чего доливают масло в редуктор и полностью меняют смазку в картере. Очередную замену масла выполняют через каждые 50 часов работы.
  • Через каждые 100 ч эксплуатации мотоблок очищают от грязи и пыли, меняют масло в редукторе и устанавливают новые ремни, а каждые 300 часов производят смазку тросиков дросселя и сцепления.
  • Установка дополнительных модулей, таких как плуг, помпа, фреза, картофелекопалка или косилка должна выполняться при выключенном двигателе и на ровной площадке.
  • При пробуксовке колёс на тяжёлых грунтах и глинистых почвах необходимо навешивать на агрегат дополнительные грузы, а при работе с плугом на целине – противовес.

  • Управлять мотоблоком лицам моложе 18 лет категорически запрещено.
  • Для продления срока службы аккумулятора мотоблока, хранить его нужно при температуре не ниже 10 градусов. В противном случае плотность электролита снижается, а износ пластин, напротив, возрастает.
  • Периодически следует проверять воздушный фильтр и натяжение приводного ремня, а также протягивать гайки, которые под воздействием вибрации ослабевают.
  • При появлении постороннего стука в двигателе либо при обнаружении других неполадок пользоваться мотоблоком запрещается.

При отсутствии определённых технических знаний и навыков выполнять самостоятельный ремонт сложных узлов и агрегатов не рекомендуется.

О том, как правильно обкатать мотоблок, смотрите в следующем видео.

Труд на дачном участке — удовольствие. Но если участок не так уж мал, или хозяин участка пожилой человек или женщина, на помощь может прийти малая механизация. Самый тяжелый и неблагодарный труд на земле — обработка почвы и борьба с сорняками. Именно его и призван облегчить мотокультиватор.

Мотокультиватор — это устройство, предназначенное для рыхления и прополки почвы (культивации) с помощью бензинового двигателя небольшой мощности (1,5−7 л. с.), на глубину от 8 до 25 см.

Виды мотокультиваторов

Разделяются все виды мотокультиваторов на группы по весу:

  1. Сверхлегкие (до 15 кг).
  2. Легкие (до 40 кг).
  3. Средние (45−60 кг).
  4. Тяжелые (свыше 60 кг).

Обычно мотокультиваторы от сверхлегкого до тяжелого комплектуются двигателями возрастающей мощности от 1,5 до 10 л. с. Однако бывает и так, что вся линейка, кроме тяжелого, комплектуется двигателем одной (2 л. с.) мощности. Это связано с тем, что вес нужен мотокультиватору для более высокого давления на почву. Если давление недостаточно, мотокультиватор часто «подпрыгивает» на более плотных участках почвы.

В составе парка малой механизации есть еще одно устройство близкое к мотокультиватору по конструкции и назначению. Это — мотоблок. Хотя мотоблоки иногда относят к тяжелым мотокультиваторам, их следует различать. Мотоблок не только тяжел по весу и имеет более мощный привод. Принципиальная разница заключается в конструкции.

Мотоблок имеет более мощную раму и развитую систему крепления, разнообразных по назначению подвесных устройств, среди которых может быть и плуг, и борона и многое другое. Мотоблок — это по сути мини-трактор без места для водителя. Его можно использовать даже для перевозки грузов монтируя к нему небольшой кузов или тележку на колесах. То есть, если мотокультиватор конструктивно предназначен только для обработки почвы, мотоблок является универсальным тягловым устройством.

Читайте также:  Как делается хреновина из помидор хрена

Именно на мотоблоках, часто используемых для вспашки тяжелых почв или целины плугом, часто устанавливают дизельные двигатели, которые работают более устойчиво, чем бензиновые на малых оборотах.

Мотокультиваторы могут быть укомплектованы электроприводом. Преимуществом электрокультиватора является отсутствие выхлопа, что делает его незаменимым помощником при работе в закрытых теплицах и зимних садах. При работе на маленьких придомовых территориях, так как связаны с питающей розеткой кабелем. При этом работать с ними нужно внимательно, чтобы не повредить фрезой электрокабель.

Производители мотокультиваторов

По производителям мотокультиваторы можно разделить на четыре большие группы

  1. Европейские.
  2. Японские.
  3. Белорусские, российские и украинские.
  4. Китайские.

Хотя большинство развитых стран производят мотокультиваторы, среди них следует особо выделить производителей:

  1. Европа: Франция (Pubert, Cayman), Италия (BENASSI, Bertollini), Германия (MTD, Wolf Garten), и Дания (Texas);
  2. США — Craftsman, Partner, Parton, Champion (совместно с Китаем);
  3. Япония — Honda;
  4. Корея (южная) — Hyundai.

Особо популярные марки

Россия производит следующие марки:

Несколько слов о китайском производителе

Китай — страна небольших фермерских хозяйств, в которых мотокультиватор нашелсамое широкое применение. Она же является и производителем самых дешевых мотокультиваторов в мире. Однако машиностроение в Китае имеет целый ряд недостатков.

Прежде всего, Китай недавно начал производить свой собственный металл и качество его оставляет желать лучшего. Поэтому машины, в которых имеется большое количество металлических конструкций, уступают европейской, американской и японской продукции в отношении прочности и износоустойчивости металлических изделий, даже если это известные бренды и марки, произведенные под надзором материнских компаний. То же относится и к пластмассовым изделиям. Исключения составляют сборки из деталей, произведенных на западе и в Японии.

Особенно часто выходят из строя такие детали, иногда после одного сезона эксплуатации как:

  • кольца цилиндров;
  • пластмассовые зубчатые колеса передачи;
  • цепи;
  • вилки колес.

Очень часты случаи, когда крепеж в узле выполнен недобросовестно или крепление вообще забыли произвести.

Однако имеется большое количество мотокультиваторов произведенных неизвестными маленькими фирмами, которые, как правило, копируют устаревшие образцы известных марок. Специфика китайского производства такова, что авторское право и авторский надзор практически отсутствуют. Такие мотокультиваторы рассчитаны на постсоветский рынок потребителя сельскохозяйственных машин. Стоимость их в 2−3 раза ниже западных и японских аналогов. Китайское производство маскируется гордыми названиями на славянских и европейских языках, например Булат, Зубр, Вулкан, Аврора, Протон, Кентавр, Заря, Садко, Зирка, и пр.

Все сказанное не значит, что Китай не производит качественной продукции. В Китае существуют заводы выпускающие китайские бренды, продукция которых получила европейский стандарт качества. К таким заводам относится Chongqing Weima Agricultural Machinery Co Ltd. Продукция бренда Weima под маркой Scout успешно экспортируется в 50 стран мира. Однако цена ее выше цены безымянного ширпотреба.

Устройство мотокультиваторов

Общими узлами большинства мультикультиваторов являются:

  • рама;
  • двух- или четырехтактный бензиновый двигатель внутреннего сгорания;
  • бак для бензина, или, как в случае мотокультиватора «Крот», бензиново-маслянной топливной смеси;
  • п-образное ручное устройство со смонтированными на нем рукоятками управления;
  • ротор для крепления фрез различного назначения;
  • устройство-кронштейн для крепления сошника и дополнительного навесного оборудования (окучник или крепление тележки);
  • одно, два или три колеса.

Важнейшим узлом мотокультиватора является двигатель. Наилучшими двигателями для комплектации мотокультиваторов являются «Briggs & Stratton» США, «Subaru» и «Honda» Япония, «Tecumsen» Италия. Этими двигателями комплектуются качественные мотокультиваторы других производителей.

Работа мультикультиватора

Основная работа мотокультиватора — рыхление почвы с помощью звездчатых фрез. В отличие от плуга, фреза не производит переворачивание почвенного пласта, что препятствует эрозии почвы и является более прогрессивным агротехническим методом обработки почвы. Управление мотокультиватором осуществляет человек, идущий за устройством, с помощью П-образной изогнутой конструкции с рукоятками управления.

На рукоятках управления смонтированы рукоять сцепления, переключатель передач хода, в том числе переднего и заднего. Наличие передачи заднего хода важно в тех случаях, когда фрезы «вязнут» на тяжелом участке плотной или каменистой почвы, для того, чтобы, подавая машину назад, избежать поломки фрезы и трансмиссии. Одновременно с рыхлением измельчаются корни сорных растений.

На ротор могут быть установлены и дисковые фрезы, которые могут копать канавку для посадки картошки и образовывать отвальную бровку, которую потом можно опять засыпать грунтом, поменяв левую и правую дисковые фрезы местами. С их же помощью легко нарезаются грядки.

Важнейшим элементом мотокультиватора является сошник. Это прямоугольный металлический стержень, смонтированный на раме за фрезами. Он выполняет тормозящие функции, которые заставляют фрезы углубляться в землю. Выставляя длину сошника, мы получаем возможность регулировать глубину реза фрезой земляного пласта. Кроме того, в случае установки двух сошников, они позволяют маневрировать, надавливая на правую или левую ручки управления.

Расход топлива

Бензобак мотокультиватора, как правило, рассчитан на 2 часа интенсивной непрерывной работы. Приведем примеры среднего расхода топлива (бензина) для ходовых мощностей двигателя различных типов мотокультиваторов. Данные являются ориентировочными и в зависимости от конкретной модели двигателя, нагрузки и режима работы могут отличаться в ту или иную сторону:

Мощность двигателя, л. с. Расход бензина, кг/час
4-х тактный 2-х тактный
3,5 0,9 1,5
3,7−5,0 0,9−1,0
6,0−7,0 2,1

Оптимальный выбор мотокультиватора

Первый вопрос, на который нужно ответить самому себе, приобретая мотокультиватор — это как его предстоит эксплуатировать.

Для работы на одной, двух или трех клумбах вполне подойдет ручной культиватор — легчайший вариант мотокультиватора. Однако если площадь обрабатываемого участка существенна, выбор мотокультиватора зависит от площади, качества почвы, разнообразия работ, которые покупатель собирается производить.

Площадь участка Категория мотокультиватора Мощность двигателя
До 6 соток легкий До 3 л. с.
До 30 соток средний 3−4 л. с.
До 60 соток тяжелый 5−7 л. с.

Нет необходимости переплачивать деньги и решать проблему складирования и хранения мощного мотокультиватора, если участок земли представляет собой 3−4 сотки придомовой территории, на которой можно разбить небольшой сад или цветник. Если на участке разбиты небольшие грядки, или требуется уход за отдельно стоящими деревьями, даже средний мотокультиватор с широким захватом будет неповоротливым и не сможет обеспечить качественную обработку почвы.

При выборе производителя нужно исходить из финансовых возможностей. Ведущие страны-производители стоят дороже, но качество материалов и инженерный дизайн наивысший.

Хорошие мотокультиваторы достаточно широкого ассортимента выпускает Россия. Они не так надежно сделаны и сконструированы как японские или немецкие, но зато хорошо адаптированы к нашим условиям работы и ремонтному обслуживанию.

Важнейшие особенности, которые необходимо учитывать при выборе конкретной марки:

  • вес;
  • мощность двигателя;
  • конструкция двигателя (2-хтактный, 4-хтактный);
  • количество передач;
  • наличие заднего хода;
  • ширина захвата навесного устройства;
  • возможности установки максимального ассортимента навесных устройств;
  • наличие колес;
  • расход топлива;
  • наличие сервис-центров;
  • срок гарантии.

Отзывы

Машина «сырая», сервис никакой, ремонт по гарантии — тянут резину. Перед тем как покупать убедись что поблизости нормальный сервис-центр имеется. Оглянуться не успеешь, как пригодится. Вот вроде бренд. Корея. А впечатление самое плохое. Только пустил первый раз, часик поработал на малых, дым пошел черный, как из паровоза. В выхлопной выстрелы, кожух синий пластиковый с надписью Хундай, который шкивы прикрывает, оплавился. Пропал ход. Двигатель заглох и не заводился… Звонил в сервис, вместо консультации стандартный ответ — привозите в офис, правда у нас ни документации, ни спецов. Ну, попробуем разобраться, но не раньше, чем через неделю. Заменил свечи на BOSCH, завелся. Но работает как-то «не ровно»… Может обойдется. Обкатка и все такое.

Не жалею о потраченных деньгах. Все может делать, и в саду у деревьев, и грядки помогает обрабатывать. Хочу попробовать окучник, и колеса добавить. Купил, но еще не пробовал.
А то, что пишут, что «сырая» разработка, так у плохого танцора всегда пол кривой.
Относительно сервиса, ничего сказать не могу, но пока, тьфу, тьфу не понадобился, думаю, и не понадобится. Особо про двигатель — мощный, тянет хоть куда. Сперва, попробовал две фрезы, ну, а потом — все четыре, так разницы и не почувствовал. Работает уверено. И с двумя, и с четырьмя. Плотный глинистый грунт берет легко, ну немного повозился, приспособился.

Мой Hyundai T700 работает уже больше месяца. Рекомендую. Хорошая покупка. Особых недостатков не замечено. Лучше бы, конечно с задней передачей, можно, но подороже. Я считаю — конструкция проще — меньше поломок.

Заключение

При правильном выборе мотокультиватор может стать незаменимым помощником при работе на земле. Правильный выбор — это, прежде всего выбор марки и производителя с учетом потребностей хозяйства, вытекающих из конкретного списка производимых работ с учетом размера участка и качества почвы и финансовых возможностей. Взятый впрок более мощный механизм может стать обузой, неспособной решить текущие задачи. Потраченные деньги, вместо плодотворной инвестиции, станут омертвленным капиталом, который всегда тормозит развитие и ведет к дополнительным непродуктивным затратам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector