/

Схемы студийного света с примерами

Каждый фотограф знает, что свет — это главный инструмент при создании великолепного портрета.

Ниже я предлагаю к рассмотрению простую классификацию студийных схем освещения, которые помогут Вам достигать отличных результатов.Типы источников света

Рисующий свет

Основной и мощный источник света, который создает тени жесткие (рефлектор со створками) или мягкие (диффузор, софтбокс, зонтик, отражатель).

Заполняющий свет

Дополнительные источники освещения с софтбоксами, диффузорами и т.д. Вы можете также использовать отражатели, фоновый свет, контровой свет для заполнающего эффекта. Часто створки используются, чтобы Вы могли контролировать какие зоны подсветить а какие оставить в темноте.

Порядок выставления света в студии

Прежде всего Вы должны установить фоновый свет и после установить контровой. Такой порядок позволит Вам увидеть эффект, произведенный этими источниками света. Следующим шагом будет установка заполняющего а потом и рисующего — ключевого света. Также важно знать какой эффект дает каждый из источников света, для этого поочередно включайте и выключайте вспышки. И Вы обязательно получите результат который Вас удовлетворит.

Есть несколько типов освещения лица модели: широкий свет и короткий свет (фронтальный, боковой, и различные их варианты)

Широкий свет — полное освещение стороны лица направленного на камеру

Освещение в три четверти: Широкий тип

Универсально расположенный рисующий свет для официальной фотографии. Источник света установлен около камеры, чтобы осветить обращенную к камере сторону лица. Тень минимизирована. Это самый подходящий тип освещения для нормальных и узких лиц.

Paramount (гламурный свет)

Данный тип света называется в честь студии Paramount и также известен как: бабочка, голивудский или гламурный свет. Это мягкий и “женственный” рисующий свет, направленный прямо на лицо модели и позволяет максимально идеализировать ее кожу. Рисующий свет помещен справа выше уровня глаз, заполняющий там же, но — ниже рисующего. Еще можно использовать отражатель сбоку от модели. Так мы сформируем симметрическую тень от носа, которая должна не более чем половина от длины губ.

Петля (вариант схемы Paramount)

Такая схема света позволяет сформировать красивую тени на щеке модели, которая обращена ближе всего к рисующему свету. Ключевой свет должен быть ниже чем при использовании в схеме Paramount и расположен ближе к фону. Заполняющий свет должен быть на уровне с камерой, выше по отношению к рисующему и расположен напротив. Освещение Петля помогает расширить лицо и подходит для работы с узкими лицами с румяной кожей. Петля от области носа не должна коснуться теневой области стороны лица. Это — самая интересная световая схема. Эта световая схема создает интересный трехмерный эффект лица и тела модели.

Короткий свет — полное освещение стороны лица которая не направлена в камеру

Частичное (узкое) освещение стороны лица, которая направлена в камеру. Такие схемы полезны, когда Вы фотографируете широкие лица. Это очень интересная и драматическая схема света так как зритель видит больше теней. Также такой свет немного заостряет черты лица.

Схема света 3/4

Источники света находится в 3 четвертях: универсальное расположение рисующего света подходит для различных типов лиц. Минимальная освещенность визуально сужает лицо. Это приемлемое световое решение, даже если модель поворачивает голову во время сьемки в сторону.

Рембрандтовский свет (45 градусное освещение)

Драматические, “мужской”, свет настроения. Очень интересная схема света где источник рисующего света размещен на уровне щеки. Это не яркий свет. На теневой стороне лица получается типичный световой треугольник.

Разделенный свет

Такой тип освещения создает эффект, подобный горящей свече: только одна часть лица освещена.Рисующий свет находится на уровне носа. Заполняющий свет может быть поднят или сдвинут ближе к камере. Это очень эффективно для существенного “сужения” лица, носа, скрывая любые лицевые дефекты.

Читайте также:  Ремонт кадровой развертки телевизора самсунг

Профильный свет

Освещение профиля/контура модели. Рисующий свет (когда фотографируете профиль модели) помещен позади объекта (человек смотрит на отражатель или на источник рисующего света). Профиль-кромка. Вы должны создать освещение контура с помощью рисующего света. Используя рисующий свет чтобы подсветить стрижку, поднимите немного источник света для достижения эффекта.

Эти стандарты должен знать каждый, кто берет в руки камеру. Предлагаем путеводитель по схемам освещения, которые не сделают вас художником, но помогут стать профессионалом

  • 12 января 2016 70525

Популярное

Как это снято: «Зеленая миля»

10 фильмов 2019 года с лучшими визуальными эффектами

Как омолаживали главных героев фильма «Ирландец»

«Союз спасения»: как создавались костюмы для декабристов

15 лучших отечественных короткометражек 2010-х годов

Инвестиции в студийное освещение окупаются сполна. Хороший свет поднимает качество съемки вашего персонажа, будь это артист или телеведущий, на профессиональный уровень и открывает оператору новые технические, а значит, и творческие возможности. Контроль над интенсивностью, направлением и характером света – вот, что он получает. И еще возможность снижать значения ISO, что повышает качество изображения на носителе, будь это пленка или матрица.

В наших примерах использованы вспышки, но с таким же успехом предлагаемые схемы работают и для приборов постоянного света. Они уместны и в студии, и в павильоне, и в интерьере.

Три момента требуют четкого контроля:

  • качество света, которое регулируется софтбоксами, зонтами, насадками, сотами, калькой;
  • расположение приборов и угол луча каждого из них по отношению к модели;
  • мощность и яркость приборов, что особенно важно, если их несколько, и ваша задача не просто «залить» все светом, но создать образ и настроение.

Наше руководство одним напомнит забытые уроки, других научит базовым вещам, без которых профессиональная работа невозможна.

И вариант с каждой схемой отдельно – не пропустить ни одной детали!

Одним из первых и очень важных навыков, которые я приобрела на австралийских курсах фотографии, была возможность чтения схем освещения на снимках, сделанных другими фотографами.

"Почему это так важно", – спросите вы? Потому что этот навык поднимает ваше понимание управления светом на совершенно новый уровень, позволяет вам "читать". Появляется возможность читать освещение фотографий в журналах, на рекламных щитах, в портфолио ваших любимых фотографов, и вы больше никогда не удивляетесь, «как это было сфотографировано?». Ну, в большинстве случаев.

Неумение прочитать свет в фотографии можно сравнить разве что с ощущением, когда знаешь иностранный язык, но не умеешь читать и не понимаешь других людей, говорящих на нем с диалектом. Когда умеешь читать световую схему, можно уже экспериментировать и заново воссоздавать схемы освещения, которые вы видите на понравившихся фотографиях, но сначала, конечно, нужно научиться «читать» свет правильно.

На самом деле это очень легко, если вы понимаете основные принципы построения схем освещения и результат от действия того или иного прибора. Чем сложнее разбираются схемы света и чем больше практики в «чтении», тем в будущем станет легче, проще. Просто будьте наблюдательны. Часто бывает так, что если что-то действительно выпадает из вашего понимания освещения, велика вероятность того, что вы смотрите на фотомонтаж или освещение было значительно изменено при постобработке. Опять же, определять такие вещи – это хорошая тренировка для фотографа. Больше снимайте и анализируйте свои собственные фотографии и освещение на них.

Вот несколько правил, которые помогают мне определять освещение в фотографиях

1. Посмотрите на блики в глазах.

Размер бликов, форма и яркость подскажут, что за источник света был использован для освещения модели спереди. Большой или маленький это был источник света и как близко к лицу он размещался. Кроме того, если зрачки модели очень расширены, это означает, что фотография была сделана в очень темной студии/комнате или в ночное время на открытом воздухе (скорость срабатывания импульса вспышки слишком велика для зрачков, чтобы они успели сузиться). Правда, если модель была под наркотиками, то зрачки тоже не будут реагировать на свет. (шутка)

Читайте также:  Генератор на неодимовых магнитах из асинхронного двигателя

Таким образом, благодаря зрачкам, можно зачастую определить не только, где был расположен свет, но даже природу света – постоянный это был или импульсный свет. (прим. переводчика)

2. Насколько размыт фон?

Посмотрите внимательно на фон. Это поможет вам определить, насколько была открыта диафрагма, когда была сделана фотография. Расстояние между камерой и фокальной плоскостью также влияет на то, как будет выглядеть размытость/резкость фона. Не забывайте учитывать эти детали.

3. Насколько темная тень в кадре?

Если на фотографии тень очень темная, можно сделать вывод, что не было никакого заполняющего света (рефлектора или любого дополнительного освещения). Скорее всего рядом не было даже яркой стены или другой отражающей поверхности. Если к тому же изображение четкое и резкое по всей поверхности кадра, можно предположить, что диафрагма была открытой (примерно f=9,0). Съемка ранним вечером или ночью может дать такое же качество изображения при диафрагме f=4,0, но при условии достаточного дополнительного освещения.

4. Есть ли блик (обод) от контрового света? Проанализируйте насколько сильный свет и широкий блик.

Если обод света очень широкий и сильный (даже переэкспонированный), это означает, что источник света был мощнее, чем основной рисующий свет перед моделью, а диафрагма открыта слишком широко для источника света, с которым снимали. Чем шире видимый обод света, тем ближе свет был расположен к камере и ближе к боку модели. Такой результат невозможно получить, если источник находится позади объекта съемки.

5. Определяйте размещение осветителей по направлению и длине тени в фотографии.

Всегда лучше начинать с оценки тени под носом и подбородком модели. Величина и направленность тени подскажут, какой был рисующий свет и где расположен? Если тень короткая и находится непосредственно под носом, это означает, что источник света располагался напротив лица модели и немного выше уровня глаз.

Если тени на лице длинные (глаза модели даже могут быть скрыты в тени, создается эффект, так называемых глаз енота) – значит, что источник света был помещен намного выше уровня глаз модели. Обычно подобное можно наблюдать на домашних фотографиях, сделанных в солнечный день (при условии, что нет грамотного фотографа в семье).

Если тени стремятся как бы вверх – источник располагали ниже, чем глаза модели. (Подобный тип освещения не очень хорош для портретов и фотографирования людей вообще, если только идея не предполагает создание освещения, которое неприятно человеческому глазу.)

Слишком мягки тени, чтобы определить их направление, свидетельствуют о том, что снимок сделан с помощью очень рассеянного источника света (например, в облачную погоду или в тени).

На приведенной ниже фотографии можно рассмотреть, что под подбородком и на плечах модели очень мягкие тени, но блики в глазах и пересвеченный фон (плюс наряд модели и мокрые волосы) предполагают, что снимок был сделан в очень солнечный день. Итак, есть два возможных сценария – модель находилась в тени, залитая светом, отраженным от окружающих стен и объектов (хотя, следует заметить, что направление тени в этом изображение для этого слишком выражено), или использовался большой диффузор (рассеиватель), который помещался между источником света (солнцем) и моделью.

Чем ближе диффузор к модели, тем мягче получаются тени. Таким образом становится понятно, что диффузор был помещен в непосредственной близости от лица модели, буквально чуть-чуть за пределами данного кадра.

6. Вы можете выяснить, какие световые модификаторы (насадки) были использованы в схеме освещения по мягкости и размеру тени, по основным бликам на лице, волосах, теле и бликах в глазах.

Например, на этой фотографии небольшой отражатель был направлен на верхнюю часть модели. Вот как вы должны читать рисунок:

  • мягкость теней на лице модели предполагает рассеянный свет;
  • направление теней на заднем плане показывает, что фотография была сделана в конце дня или ранним вечером летом, поэтому солнечный свет не очень интенсивен, и отраженный свет довольно слаб, а значит, отражатель должны были приблизить к лицу;
  • блики в глазах довольно малы, поэтому, учитывая, что отражатель был размещен в непосредственной близости к лицу, путем несложных размышлений приходим к выводу, что это был небольшой отражатель;
  • руки и ноги модели не так хорошо освещены, как лицо, что подтверждает предположение о небольшом размере отражателя и интенсивности отраженного солнечного света.

Я специально показала вам фотографии до и после обработки, так что вы можете видеть, что освещение в обработанных снимках может быть немного сложнее для правильного чтения, и легко можно обмануться.

Читайте также:  Вчшг с химически стойким покрытием

7. Сложные методы освещения.

Есть много интересных и сложных методов освещения. К сожалению, я не в состоянии объять или даже упомянуть их все в одной статье. Давайте рассмотрим пару, которая приходит на ум прямо сейчас.

Сочетание непрерывного и импульсного освещения. Смешанный свет. Можно увидеть, что в схеме участвует боковой и контровый источники постоянного света с красным/оранжевым цветным гелевым фильтром. Оранжевый свет, который подчеркивает шею модели, правую руку и отражается на отделке платья, – очень мягкий и совсем не интенсивный (особенно это хорошо заметно по слабому отражению на отделке).

Использовался довольно большой источник света, потому что вы можете видеть, как этот свет слегка освещает тело, лицо и платье модели по всей поверхности. Можно сделать такой же вывод, рассмотрев размер отражения в глазах модели, и таким образом прийти к выводу, что в работе использовали большой отражатель, который отражает контровый красный/оранжевый свет позади модели (отражает тот же источник света, который создает обод света).

Пилотная лампа у рисующего источника света выключается сразу после вспышки, а поэтому ее влияние тут отсутствует. Когда вы снимаете с более длинной выдержкой (в данном случае она составляет 0,6 сек), и модель двигается, то вспышка выключается быстро – передняя часть модели попадает в полную темноту и остается "замороженной", а области, освещенные постоянными источниками света, и его отражение – дают нечеткий световой эффект в фотографии. Для того, чтобы использовать данную технику, фотографу нужно снимать в совершенно темной студии.

Съемка с ND-фильтрами (фильтрами нейтральной плотности)

При покупке ND-фильтра убедитесь, что вы приобретаете правильный диаметр, то есть фильтры такого диаметра, который подходит к вашему объективу (прим. автора).

Я использую нейтральные фильтры, когда хочу открыть диафрагму и получить "мягкую" картинку, снимая в студии или на улице в солнечный день. То есть уменьшить ГРИП (прим. переводчика).

Таким образом, когда все размыто за передним планом, размыт фон и все, что находится уже за фокальной плоскостью, в изображении подозрительно слишком мягкое освещение для студийной съемки или для дневного освещения, можно с уверенностью предполагать, что фотограф использовал фильтр нейтральной плотности, чтобы убрать пару стопов у освещения и быть в состоянии открыть диафрагму шире.

Обратите внимание: на этой фотографии я использовала 4 источника света. Фоновый свет с хорошим градиентом, портретная тарелка перед моделью расположена слегка выше уровня глаз, но не слишком высоко (еще можно видеть блики, а если поднять свет немного выше, блики уже исчезнут). Один контровый источник света для обода, и большой отражатель справа для заполнения теней на лице и под подбородком модели.

8. Будьте смелее и проводите свои собственные исследования!

Проводите свои исследования света, модификаторов света (насадок для освещения), и что с их помощью можно делать в фотографии. Сейчас в Интернете можно найти массу всякой полезной информации, я хочу лишь помочь вам и дать правильное направление для самообразования в этом направлении. Но если вы все еще не знаете, что такое контровый свет, заполняющий свет или любой другой студийный термин, то воспользуйтесь обычным поиском на образовательных фотосайтах (в частности, в блоге Фотогора, прим.переводчика), купите хорошую книгу по фотографии и освещению.

Обращайте внимание на освещение в фотографии, которые вы рассматриваете в журналах, на страницах Интернета, да и в любом другом месте, где вы ищете свое вдохновение. Чем больше фотограф натренирует свой глаз на расклад освещения в фотографии других фотографов, тем легче будет понимать, какую схему освещения использовать при создании своих собственных фотографий.

Julia Kuzmenko, фотограф
Перевод подготовил Ф.Светогоров

Видеоканал Фотогора

Оцените статью
Добавить комментарий