Рабочая программа ландшафтный дизайн

Данная программа предназначена для учащихся 11 класса, выбирающих естественно-научный профиль обучения в старших классах. Программа предусматривает изучение теоретических и практических основ ландшафта.

Скачать:

Вложение Размер
landshaftnyy_dizayn.doc 203 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«СМОЛЕНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА — ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»

Пурдяева В.В. , учитель

Данная программа предназначена для учащихся 11 класса, выбирающих естественнонаучный профиль обучения в старшей школе.

Программой предусматривается изучение теоретических и практических основ ландшафтного дизайна.

Нормативные правовые документы,

на основании которых разработана рабочая программа

Настоящая программа создана в полном соответствии с проектом концепции СФГОС РФ для обучающихся с ОВЗ; согласно закону ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации; на основании нормативно-правовых документов РФ, приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015.

Программа составлена на основе:

  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
  • Учебного плана ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида.
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г №2080

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Цель курса: формирование умений и навыков, необходимых для выбора профиля (в частности, естественного) в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями.

1. Познакомить учащихся с историей общего и ландшафтного дизайна, его стилями, с ассортиментом цветочно-декоративных, древесно-кустарниковых, травянистых растений, элементами декоративного оформления мини-участков.

2. Развивать творческий интерес к практической деятельности в области

ландшафтного дизайна, показать перспективность биологических знаний с точки зрения экономической эффективности.

3. Воспитывать любовь к природе.

4. Дать возможность учащимся проявить себя и добиться успеха.

Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и Образовательной программой

В программе отражены задачи, стоящие в настоящее время перед естественнонаучным профилем обучения. В связи с низким уровнем биологической и эстетической обстановки в населенных пунктах данный курс направлен на решение этих проблем.

Разработка курса «Ландшафтный дизайн» способствует развитию у учащихся коммуникативности, умению обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию и не бояться ее, например, при защите проекта, презентаций. В ходе написания рефератов и других видов отчетности школьниками закрепляются навыки работы с дополнительной литературой, умение систематизировать и тезисно конспектировать найденную информацию. Уделяется внимание соблюдению стандартных требований к оформлению результатов работы (например, рефератов). Эти учебные навыки позволят ученику в дальнейшем успешно

осваивать программу профильной школы.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком, и количестве часов для проведения практических работ, экскурсий, проектов, и др.

Данный курс рассчитан на 34 часа. Главным содержанием курса является естественнонаучная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, составление проектов озеленения, проведение практических работ, экскурсий.

Формы организации образовательного процесса.

В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой, элементарно-трудовой, конструктивной; а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями). Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов ландшафта, разнообразная природоохранная деятельность. Учащиеся изучают с историей общего и ландшафтного дизайна, его стилями, с ассортиментом цветочно-декоративных, древесно-кустарниковых, травянистых растений, элементами декоративного оформления мини-участков.

Содержание курса реализуется на основе взаимосвязи теории и практики.

Теоретические сведения излагаются в форме лекций проблемного характера. В программе значительное место отводится практическим занятиям, необходимым для овладения навыками художественного проектирования.

Практические задания носят репродуктивный и продуктивный (творческий) характер. Выполнение практических заданий начинается в аудитории и логически продолжается в заданиях на дом.

Изучение Раздела 1 позволяет учащимся познакомиться с условиями, необходимыми для оптимального роста и развития декоративных растений, с приемами коррекции и оптимизации условий выращивания.

Учащиеся знакомятся с наиболее распространенными видами декоративных растений, применяемых для озеленения в данной климатической зоне.

В Разделе 2 также изучаются приемы создания декоративных растительных композиций и вариантов озеленения различного назначения и стиля. Учебное проектирование не предполагает практическую реализацию ландшафтного дизайн-проекта. Его цель – дать учащимся общее представление о ландшафтном проектировании и основах декоративного садоводства и цветоводства.

Читайте также:  Домашний адыгейский сыр рецепт с фото

Изучение Раздела 3 позволяет последовательно подойти к разработке ландшафтного дизайн-проекта земельного участка различного назначения. В процессе проектирования учащиеся должны уметь выполнять несложные планы и эскизы: садового участка, схем посадки растений, растительных композиций.

На лекциях следует использовать метод проблемного изложения и эвристическую беседу для повышения познавательной активности учащихся. В практической работе рекомендуется применять карточки-задания для повышения оперативности действий учащихся. Целесообразно оформлять результаты заданий в табличной форме для развития навыков анализа, обобщения, систематизации полученных знаний.

Для проведения практических занятий группа учащихся делится на малые группы, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход в предметно-практической деятельности. Основная часть практических заданий предполагает индивидуальную форму работы. Однако результат выполнения некоторых практических заданий к темам и отдельных этапов практики дизайн-проектирования будет эффективнее при выполнении в паре или в малой группе (3–5 человек). К примеру, такой этап проектирования, как «Работа с заказчиком», следует проводить в форме ролевого диалога. Задачи творческого характера эффективнее решаются в малой группе при

использовании метода мозгового штурма. Графическое оформление практических заданий каждый учащийся выполняет индивидуально. Групповая форма работы при выполнении дизайн-проектов позволяет учащимся приобрести не только собственный, но и опосредованный опыт творческой, проектной деятельности.

Учебная экскурсия способствует расширению кругозора, накоплению визуальных впечатлений, которые впоследствии могут стать основой для творчества.

Зачет как итоговую форму контроля успешности усвоения курса целесообразно проводить в активной форме как итог-презентацию дизайн-проекта, выполненного в процессе деловой игры. Материалы папки практических заданий ( содержащей результаты выполнения практических заданий по всем темам) и личный опыт проектной деятельности учащихся смогут впоследствии использовать в дальнейшем обучении.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Соотношение компонентов жизненной компетенции и академического отражает специфику разработки данной программы. «Академический» компонент дает возможность накоплению знаний о ландшафтном дизайне, его стилях, с ассортиментом цветочно-декоративных, древесно-кустарниковых, травянистых растений, элементах декоративного оформления мини-участков.

Формирование жизненной компетенции обеспечивает развитие отношений с окружающим миром, разнообразной природоохранной деятельностью. Развитие компетенций происходит с учетом УУД и практических занятий.

Виды и формы контроля.

При прохождении курса организуется мониторинг индивидуального усвоения знаний и умений каждым учащимся. Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3».

Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований.

По окончании обучения ученик получает зачет при условии выполнения одного вида обязательной работы, представленной в срок, с соблюдением требований к ее оформлению. Если она выполнена качественно, творчески, нетрадиционно (например, с использованием Интернет-технологий), то работа может быть рекомендована учителем для публичной презентации в школе, рассмотрена для публикации, решением педагогического коллектива представлена на конкурсе и т. п.

1. Собрать коллекцию семян посадочного материала.

2. Описать морфофизиологические особенности растений, выбранных для проекта.

1. Сады Семирамиды.

2. Цветочные часы.

3. Парковый дизайн Санкт-Петербурга.

4. Парковая культура различных улиц.

5. Парковый дизайн Петергофа.

6. История озеленения города Смоленска.

7. Озеленение улиц.

8. Озеленение помещений.

Итоговая конференция. Выставка и презентация отчетных работ учащихся. Подведение итогов прохождения курса.

Для учета динамики интереса к курсу учащимся предлагается анкетирование на вводном занятии.

Уровень умений и знаний учащихся по предмету:

— о биологических и декоративных особенностях древесных и травянистых растений, используемых в озеленении;

— об основных композиционных элементах ландшафтного дизайна;

— о законе гармоничного сочетания цветов и воздушной перспективы;

— о критериях подбора растений для озеленения определенного участка;

— о правилах составления проектов;

— о перспективных профессиях проектировщика и дизайнера зеленого строительства;

— об экономических возможностях деятельности, связанной с благоустройством и озеленением территорий разного назначения;

— об истории развития садово-паркового искусства.

Умения и навыки:

— составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их биологии и декоративности, а также природно-климатических условий района;

— создавать проекты озеленения территории с использованием специальных

— представлять результаты работы в виде планов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т.д.

Учебно-тематический план по предмету «Ландшафтный дизайн»

Содержание программного материала соответствует возрасту, а новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования, возможно, позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

Курс носит практическую направленность, так как обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Читайте также:  Ошибки стиральной машины electrolux ews 1046

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Ландшафтный дизайн»»

Программа внеурочной деятельности «Ландшафтный дизайн» рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) для учащихся 6-7 классов (программа разновозрастного обучения и воспитания)

Содержание программного материала соответствует возрасту, а новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования, возможно, позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

Курс носит практическую направленность, так как обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Основными методами обучения являются: проблемный, частично — поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.

Формы учебных занятий: теоретические: комбинированное занятие, мини-конференция; практические: практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д.

Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.

Программа состоит из нескольких блоков:

1 блок: «Изучение биоразнообразия видов участков»

2 блок: «Цветники и цветы»

3 блок: «Альпинарий»

4 блок: «Цветочный калейдоскоп»

5 блок: «Ландшафтное проектирование»

6 блок: «Выращивание цветочных культур»

Материал программы актуален и современен, позволяет найти объяснение важнейших норм человеческой жизни. Почему мы должны беречь природу, стараться понять её закономерности.

Свой пришкольный участок в этом учебном году мы украсим не только большим разнообразием цветочно-декоративных растений, но и новыми элементами ландшафтного дизайна, что воспитывает экологическую культуру у учащихся и оказывает эстетическое воспитание молодежи, придавая двору неповторимый колорит.

Красивый, ухоженный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родному краю. Это место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, развивает чувство красоты Мы надеемся сделать территорию яркой, красивой, что создаст положительный настрой для учащихся, учителей, жителей района.

Включая каждый год новые элементы ландшафтного дизайна в пришкольную территорию, расширяя цветочно-декоративный отдел и обогащая видовой состав растений, мы надеемся повысить уровень культуры не только учащихся школы, но и жителей Сормовского района.

Красивое, яркое цветочное оформление школьного двора способствует проявлению и развитию творческих способностей детей:

В ходе проекта формируются знания по ландшафтному дизайну растений, формируется экологическая культура подростков. В результате научно-исследовательской деятельности у ребят наблюдается не только развитие мыслительной деятельности, но и приобретается уверенность в себе. Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль. Идея программы заключается в создании на пришкольной территории ухоженного, эстетически правильно оформленного с элементами ландшафтного дизайна участка, с последующим использованием данной территории для учебной, опытнической, исследовательской и экологической деятельности.

Цель данного курса состоит в формировании проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности; повышении уровня экологических и природоохранных знаний, нацеливание на участие в решении современных экологических проблем.

Для достижения поставленной цели решаются следующие

Выявить экологические проблемы своего района, области;

Познакомиться с элементами ландшафтного дизайна;

Научиться создавать проекты озеленения территорий;

Познакомиться с многообразием растений, их биологическими особенностями;

Раскрывать эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей;

Развивать и совершенствовать психологические качества личности: (любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, самостоятельность в приобретении знаний, уверенность в себя);

Формировать экологическую культуру учащихся;

Воспитывать бережное отношение к богатствам природы;

Воспитывать навыки правильного поведения в природной среде, преодоление потребительского подхода к природе;

Развивать умения анализировать, обобщать, соотносить результаты личных наблюдений;

Расширять кругозор учащихся;

Выявление наиболее одарённых учащихся и развитие их творческих способностей;

Научиться использовать приобретённые знания и умения в жизни.

Пояснительная записка

к программе «Ландшафтный дизайн»

Современные экономические условия требуют от коррекционной школы создания новых направлений трудового обучения, имеющих конечной целью трудоустройство выпускников на определенное рабочее место.

В настоящее время в специальных коррекционных школах VIII вида создаются 10 – 12 классы с углубленной трудовой подготовкой.

Главная цель обучения и воспитания – это подготовка к самостоятельной жизни через трудовую и социальную адаптацию.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

  • Развитие у обучающихся способности ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий.
  • Выработка самостоятельных трудовых умений и навыков, необходимых для выполнения функций рабочего зеленого хозяйства.
  • Формирование необходимых коммуникативных навыков.
  • Формирование у обучающихся положительного отношения к трудовой деятельности на предприятии, становление и закрепление социальных мотивов трудовой деятельности.
  • Формирование устойчивой целенаправленности, дисциплинированности и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей на рабочем месте.
Читайте также:  Дизайн кухонных полок фото

Программа рассчитана на подготовку обучающихся коррекционной школы VIII вида к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве.

Для организации обучения школа располагает территорией для разбивки цветников, посадки деревьев и кустарников, имеет две теплицы и инвентарное помещение.

Программа «Ландшафтный дизайн» основывается на теоретических и практических знаниях и умениях, полученных в процессе обучения в 10-11 классах, и является конечным практическим этапом для выпускников, выходящих в самостоятельную жизнь.

Программа содержит темы по цветочно-декоративному оформлению и цветоводству. Темы опираются на такие школьные дисциплины, как математика, черчение, биология, география, труд и др.

Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторике умственно отсталых подростков.

Обучающиеся проходят производственную практику в тепличном хозяйстве или в муниципальном озеленительном хозяйстве.

В результате обучения обучающиеся:

Должны знать:

  • Основные понятия цветоводства.
  • Характеристики цветочных культур, наиболее часто используемых в цветоводстве.
  • Современные агротехнологии в цветоводстве.
  • Элементы цветочно-декоративного оформления.
  • Правила безопасной работы и санитарно-гигиенические нормы при работе на цветнике и в теплице.

Должны уметь:

  • Выращивать цветочную рассаду в теплице.
  • Пользоваться ручными орудиями.
  • Готовить почву.
  • Сажать деревья и кустарники.
  • Ухаживать за газонами.
  • Разбивать цветники и ухаживать за ними.

По курсу «Ландшафтный дизайн» проводится экзамен. Вопросы к экзамену готовит учитель, и они охватывают все основные разделы и предыдущие годы обучения.

Вопросы рассматриваются на МО и утверждаются директором школы и комитетом образования Курской области

Содержание программы

12 класс

(608 часов, 19 часов в неделю)

Цветочно-декоративное оформление.

Тема 1. Характеристика декоративно-цветочного оформления.

  • Основные понятия «ландшафтного дизайна» и «зеленого строительства». История развития основных направлений современной ландшафтной архитектуры.
  • Стили садового дизайна: русский стиль, японский сад, теневой сад, разновидность современных стилей.
  • Характеристика регулярной и ландшафтной планировки участка.
  • Дорожки, покрытия, устройство щебеночной и грунтовой дорожки.
  • Газоны, их типы, характеристика газонных трав, технология создания газонов различного типа.
  • Элементы парковой архитектуры: лестницы, пандусы, подпорные стенки, трельяжи, перголы, беседки, цветочные вазы, модули.
  • Художественная композиция и правила ее создания; законы цвета в композиции.

Практические работы:

Составление плана участка в масштабе; уборка озеленяемой территории; составление схемы дорожек, уход за ними; уход за дорожками: подкормка, стрижка, прополка сорняков.

Тема 2. Технология декоративного оформления.

  • Элементы цветочно-декоративного оформления: клумбы, рабатки, бордюры, миксбордеры, солитеры, группы, массивы, альпийская горка, водоем, вертикальное озеленение, теневой цветник.
  • Фитодизайн. Архитектоника растений, форма, фактура поверхности, графика крон, сезонные изменения, колористика. Законы растительных композиций.
  • Декоративная дендрология: деревья, кустарники, живые изгороди. Травянистые многолетники. Почвопокровные растения.

Практические работы:

Уход за цветочными растениями школы и теплицы; уход за деревьями, кустарниками; выбор цветочных культур для цветников; составление схемы художественной композиции на бумажном носителе; подготовка участка земли для разбивки цветников; высадка рассады, луковиц, многолетников в открытый грунт; ведение дневников наблюдений за ростом и развитием цветочных культур; составление проекта «Цветник школы».

Цветоводство

Тема 1. Характеристика цветочных культур.

Однолетние, двулетние и многолетние цветочные культуры.

Требования цветочных культур к свету, питанию, воде, температуре выращивания.

Практические работы:

  • Выбор цветочных культур для выращивания на пришкольном участке с учетом условий участка и выбранного элемента художественного оформления.
  • Обработка почвы: внесение удобрений, перекопка, рыхление, выравнивание поверхности.
  • Допосевная обработка семян, посев семян в рассадные ящики, уход за сеянцами, полив, пикировка, подкормка, прищипка, подкармливание.
  • Экскурсия в теплицу; экскурсия по городу.
  • Уход за цветочными культурами: полив, опрыскивание, прореживание, рыхление, обрезка, пасынкование, прищипка, подвязка, пересадка, мульчирование, окучивание, сбор семян цветочных культур.

Производственная практика.

Оборудование

1.Гербарий сорных растений, культурных растений.

2.Таблицы по цветоводству.

3. Дидактический и раздаточный материал.

4. Коллекции минеральных удобрений, полезных ископаемых, семян цветочных растений, вредителей огородов и полей.

5. Садово – огородный инвентарь.

6. Комнатные теплички.

Тематический план

«Ландшафтный дизайн»

Тема

Часы

всего

I

Цветочно-декоративное оформление

168

II

Цветоводство

1

Характеристика цветочных культур

16

III

Практические работы по ландшафтному дизайну

239

IV

Производственная практика

185

Итого

608

Список литературы

Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С., КовалеваЕ.С., Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YIII вида: Сборник 2 – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2000

Иванова И.В. Декоративное садоводство М.: АСТ, Астрель, 2003

Липницкий Л.З. Ландшафтный дизайн Минск.: Харвест 2007

Сорокина Н.В. Декоративное оформление пришкольного участка М.: Дрофа, 2007

Тим Ньюбери Все о планировке сада М.: Кладезь-Букс, 2003

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector