/

Проблемы машиностроительного комплекса россии география

  • Отраслевая структура хозяйства России
  • Промышленность
  • Топливно-энергетический комплекс
  • Металлургический комплекс
  • Химический комплекс
  • Лесопромышленный комплекс

Перспективы и проблемы развития машиностроения

Одной из главных задач машиностроения является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.

Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем, которые можно сгруппировать в зависимости от их характера.

1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:

  • низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства;
  • нарушение технологических связей;
  • простои многих предприятий;
  • низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции (например, 60% металлообрабатывающих станков имеет возраст более 10 лет).

2. Необходимость структурной перестройки:

  • основная часть продукции российского машиностроения имела оборонное значение в течение длительного времени, в связи с чем возникла необходимость обоснованного перепрофилирования отраслей;
  • необходимость сокращения диспропорций в темпах роста отдельных отраслей;
  • необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность.

3. Проблемы повышения качества производимых машин:

  • несоответствие подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым стандартам;
  • низкая надежность производимых машин (из-за плохого качества комплектующих деталей в первый же год эксплуатации из строя выходит от 20 до 30% изделий машиностроения).

Среди основных направлений развития машиностроительного комплекса в условиях перехода к рыночными отношениям можно выделить:

  • приоритетное развитие наукоемких отраслей, машиностроительного оборудования, автомобилестроения;
  • демонополизация (на сегодняшний день доля монопольного производства в России составляет 80%);
  • наращивание на территории России многих машиностроительных производств (точных станков, нефтяного оборудования, микроавтобусов);
  • налаживание новых технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
  • оживление инвестиционной активности, государственная поддержка предприятий, ориентированная на производство продукции высоких технологий.

Факторы развития машиностроения

Для обеспечения своего лидерства машиностроению необходимы определенные условия. Одно из них можно изобразить соотношением: «1:2:4». Оно означает, что если темпы развития хозяйства страны принять за единицу, то машиностроение должно развиваться в 2 раза быстрее, а важнейшие его отрасли (электроника, приборостроение и другие) — в 4 раза быстрее. В России это соотношение было примерно таково — «1:0,98:1».

Машиностроительная промышленность отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании.

На долю машиностроения приходится более 1/3 объемов производства товарной продукции промышленности России, около 2/5 — мышленно-производственного персонала и почти 1/4 основных промышленных производственных фондов.

Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение производства отдельных видов продукции.

В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей промышленности. Однако в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей.

По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам высокой технической культуры. В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой продукции.

Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В этом случае значительно сокращаются транспортные расходы по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций, в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.

При территориальной разобщенности сырьевых баз и основных потребителей машин и оборудования районы потребления имеют преимущества. Дело в том, что в машиностроении расход сырья на 1 т готовой продукции составляет в среднем 1,3- 1,5 т, между тем как затраты на транспортировку любой машины намного выше, чем затраты на транспортировку металла, который был использован для ее производства. Поэтому даже металлоемкие производства, дающие малотранспортабельную продукцию, часто тяготеют к районам потребления.

Анализ проведенных научных исследований по проблемам размещения отдельных отраслей машиностроения показан, что в решении вопросов их территориальной организации еще нет единства ни в постановке проблемы, ни в методах расчета и оценки эффективности, что усложняет поиск рационального варианта размещения машиностроения в целом.

Экономическая наука располагает многими приемами расчета сравнительной эффективности вариантов размещения. Основными из них являются:

  • расчет по предприятию-аналогу (размещаемое предприятие берется в качестве аналога для всех экономических районов; по этому методу проводят расчеты затрат, связанных с размещением предприятия-аналога для каждого экономического района);
  • расчет по условному представителю (в качестве условного представителя выбирают тип изделия, производство которого преобладает в отрасли);
  • расчет по фактическим технико-экономическим показателям производства (при данном методе расчеты ведутся по конкретным производствам, а при оценке эффективности их размещения получают более достоверные результаты);
  • определение на основе оптимизационных расчетов (этот метод с применением математического моделирования позволяет одновременно решать многие проблемы территориальной организации производства).

Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, значительная роль принадлежит специализации и кооперированию производства.

Специализация дает большие возможности для использования высокоэффективного производственного оборудования, а также средств автоматизации производственных процессов. Специализация может быть следующих типов:

  • детальная или подетальная, которая подразумевает выпуск отдельных частей или деталей готового продукта;
  • предметная, т.е. отвечающая за выпуск определенных конечных видов продукции;
  • технологическая — производство полуфабрикатов (литье, различные виды заготовок) или осуществление отдельной операции и технологического процесса.

Специализация тесно связана с кооперированием, которое предполагает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий.

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности рядом особенностей, которые влияют на его географию.

Наукоемкость. Производство наиболее прогрессивной и сложной техники концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро, опытными заводами в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Ориентация на научный потенциал — ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Трудоемкость — это большие затраты и высокая квалификация используемого труда. Производство машин требует очень больших затрат рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения. Для разработки новых образцов техники необходимы не просто людские ресурсы, а высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические кадры. Высокая трудоемкость присуща станкостроению (Москва), авиационной промышленности (Казань, Самара), производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск).

Металлоемкость. Машиностроительный комплекс потребляет значительную часть черных и цветных металлов. В этой связи машиностроительные заводы, выпускающие металлоемкую продукцию (металлургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование), ориентируются на металлургические базы. Крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург).

Многие отрасли машиностроения развиваются в районах с благоприятным для организации кооперирования экономико-географическим положением. Например, автомобилестроение — в Центре и Поволжье. Поскольку перевозка машин обычно осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размешаются на крупных транспортных магистралях.

Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются на потребителей их продукции, поскольку их продукцию сложно транспортировать из-за большого веса и крупных размеров. Выгоднее их производить прямо в районах потребления. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), комбайны для уборки зерновых — на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог).

В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость, трудоемкость и энергоемкость, выделяют тяжелое машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.

Машиностроение – это отрасль, которая включает в себя: общее машиностроение, специализирующейся на выпуске производственного оборудования; транспортное машиностроение; электротехническая и электронная промышленность; приборостроение; производство военной техники и вооружения и рад других подотраслей и производств (около 300). Мы видим, как много отраслей составляет машиностроительный комплекс, отсюда следует большое количество проблем и задач, которые рассматриваются ниже.

Одной из главных задач машиностроения является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.

Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем, которые можно сгруппировать в зависимости от их характера.

1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:

— низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства;

— простои многих предприятий;

— низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции (например, 60% металлообрабатывающих станков имеет возраст более 10 лет).

2. Необходимость структурной перестройки:

— основная часть продукции российского машиностроения имела оборонное значение в течение длительного времени, в связи с чем возникла необходимость обновление и уклон на развитие других отраслей;

— необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность.

3. Проблемы повышения качества производимых машин:

— несоответствие подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым стандартам;

— низкое качество и надежность выпускаемой продукции (продукция не соответствует мировым стандартам, низкая надежность производимых машин, т.к. раньше Россия была ориентирована на внутренний рынок.

Основными направлениями развития машиностроительного комплекса Россиив условиях перехода к рыночными отношениям можно должны быть такие действия, как:

1. Остановить спад производства рядом конкретных мер государственного характера:

— поддержание через государственный заказ на должном уровне производства таких видов оборудования, которые обеспечивают воспроизводственный процесс экономики страны;

— прекращение либерализации цен на топливо и энергию, как основное сырье для машиностроительного комплекса;

— введение налоговых льгот для машиностроительного комплекса, его инвесторов, поставщиков металла, топлива, энергии, комплектующих изделий.

2. Повысить научный уровень обоснования размещения отраслей комплекса по территории страны.

3. Совершенствовать ремонтное производство по следующим направлениям:

— формирование территориальных межотраслевых ремонтных комплексов, разветвленной сети предприятий с подетальной и предметной специализацией;

— расширение фирменного ремонта и обслуживания территориальными сервисными организациями.

4. Увеличить инвестиции в развитие комплекса по всем источникам.

Для технико-экономического обоснования вариантов размещения отраслей машиностроительного комплекса необходимо использовать основные показатели и расчеты, характеризующие:

— балансы: производство и потребление конкретных видов продукции и производственные мощности;

— объем капитальных вложений;

— потребность в материальных ресурсах и рабочей силе;

— связи с предприятиями по основным видам полуфабрикатов и комплектующих изделий.

Перспективы развития машиностроительного комплекса зависят от реализации целевых комплексных программ, направленных на совершенствование машиностроительного комплекса.

Важнейшими направлениями совершенствования машиностроительного комплекса являются:

— комплексная механизация всех стадий технологический процессов от добычи сырья до транспортировки готовой продукции;

— производство технических средств, соответствующих по своим параметрам специфическим отраслевым и климатическим условиям эксплуатации;

— дальнейший выпуск машин, оборудования, автоматических манипуляторов более высокого класса, позволяющих использовать ресурсосберегающие технологии, переоснащение ими предприятий машиностроительного комплекса;

— оптимизация размещения предприятий машиностроительного комплекса по территории страны;

— использование мирового опыта в теории и практике по вопросам развития и размещения отраслей машиностроительного комплекса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9616 — | 7509 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО КРИЗИСА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Лойко Анастасия Олеговна

студент 5 курса, кафедра «мировая и национальная экономика» Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), РФ, г. Москва

Ульянова Наталья Сергеевна

научный руководитель, канд. экон. наук, доцент МАМИ, РФ, г. Москва

Нестабильность мировой экономики в последние 5—7 лет связано с возникновением кризисов, с которыми в том или ином виде сталкивались практически все страны, независимо от степени развития экономики, институтов и режима макроэкономической политики. Мировой кризис ударил по России довольно ощутимо, что было обусловлено по большей части тем , что, российская экономика оказалась слишком зависимой от внешних факторов , таких как мировой рынок товаров и капиталов, а также чрезвычайно слабо диверсификацией и с явной выраженной сырьевой составляющей экспорта.

Падение товарного экспорта и импорта России объясняется, главным образом, их структурой. Если в экспорте стран-лидеров мировой торговли преобладает готовая продукция, то в экспорте России продукция обрабатывающей промышленности составляет 17 %, а остальное-топливо и сырье, в том числе сельскохозяйственное. Из-за значительного падения цен на нефть в период кризиса стоимостной объем российского экспорта снизился гораздо больше, чем у других стран. В российском импорте готовая продукция составляет 80%, более половины его — это машины и оборудование, а так же потребительские товары длительного пользования (в том числе автомобили). В странах-лидерах импорт этих товаров составляет 45—69 %. В кризис импорт производственных товаров в Россию сократился в наибольшей степени, поскольку в обстановке рецессии и возросшей неопределенности приобретение технически сложных потребительских товаров и нового производственного оборудования откладывают до лучших времен.

По мнению многих экспертов, кризис не явился причиной проблем в российском машиностроении — возможно, он лишь усугубил некоторые, уже имеющиеся, противоречия.

Машиностроительное производство в России представлено, в большинстве своем, отсталой советской моделью, ориентированной в первую очередь на производство военной техники.

Причин отставания отрасли наблюдается несколько. Прежде всего, Россия заметно отстает в технологическом отношении. Убедиться в этом не сложно: в большинстве заводов, которые остались еще с советских времен, оборудование не заменено полностью современными, высокотехнологичными образцами.

Как сообщают сотрудники уральских машиностроительных предприятий, Россия уже в течение нескольких лет находится в третьем технологическом укладе, в то время как многие развитые страны уже шагнули на четвертый, а то и на пятый — высший — уровни. Необходимость модернизации оборудования является едва ли не основной проблемой машиностроения в России.

За последние 20 лет из ярких технологических прорывов, которые были широко известны как в России, так и за рубежом можно назвать, разве что Сухой супер Джет, который на 80 %, по факту, является самолетом из иностранных деталей. В разработке и внедрении новых технологий мы значительно уступаем западным производителям, и в последнее время даже набравшему неплохие производственные обороты Китаю, развивающемуся за счет применения передовых зарубежных технологий.

Рассмотрев индекс физических объемов отрасли машиностроения (рисунок1), где прослеживается % к соответствующему периоду прошлого года по сравнению с предыдущим полугодием, замечено сокращение объемов производства.

Рисунок 1. Индекс физических объемов отрасли

Однако, сложности с оборудованием на предприятиях, не единственная проблема отрасли машиностроения. Наиболее актуальной признается проблема трудовых ресурсов. Имеетстя острый дифицит квалифицированных работников. Многим предприятиям, из-за сложности набора нового, уже обученного персонала, приходится вкладывать средства на обучение, повышения навыков, в то время как, в крупных городах имеется трудовой ресурс, который сложно, а иногда просто невозможно привлечь на производственные предприятия, что расположены, отнюдь не в крупнейших городах.

Остро стоит и вопрос с налогами. На многих предприятиях фонд оплаты труда составляет 25—30 процентов от себестоимости, в то время как в торговле — два-три процента. Так, машиностроительная отрасль нуждающаяся в наиболее квалифицированных специалистах, оказывается неконкурентоспособной перед другими отраслями, где заработная плата выше, а требования к специалистам ниже.

В совокупности, все эти проблемы в условиях кризиса, ярко выражаются в статистике Росстата (Рис. 2., Рис. 3).

Рисунок 2. Динамика производства ведущих отраслей Оренбургской области

Таким образом, мы можем говорить об общей отсталости отрасли машиностроения. За прошедшие 20 лет независимости России стало ясно, что институты проектирования и разработок новых, высокотехнологичных компонентов для отрасли практически не работают , а экономическая модель поддержания проектных и разрабатывающих институтов нуждается в глубокой модернизации, поскольку в итоге распределение средств на НИОКР не дает практически никакой отдачи.

Рисунок 3.Индекс производства в машиностроительном комплексе

В сложившийся обстановке выходом может послужить привлечение иностранных инвесторов на уже существующие производственные мощности в России. Так же можно рассматривать создание совместных предприятий и привлечение тем самым иностранных технологий в страну и как следствие производство качественной готовой продукции отрасли машиностроения, которая может конкурировать с иностранными аналогами.

По некоторым направлениям они уже формируются. В 2006 году в рамках совместного предприятия на базе ТД «Александровскмашсервис» началась сборка продукции британской BALDWIN & FRANCIS (взрывозащищенные преобразователи частоты, станции плавного пуска, компакт-станции, трансформаторные подстанции и трансвичи) под контролем представителей данной фирмы на первых этапах. В ближайших планах компаний — организация в России совместного производства металлоемких узлов, комплектующих и запчастей, что позволит дополнительно удешевить продукцию за счет сокращения транспортных и таможенных расходов.

Ленинск-Кузнецкая компания «Сиб. Т» в сотрудничестве с германской фирмой МАТО занимается изготовлением соединителей для конвейерных лент, стыки из которых наименее подвержены истиранию. В начале деятельности партнерство с МАТО позволило компании приобрести профильное оборудование.

Также можно говорить о продаже контрольного пакета акций (около 60 %) АвтоВАЗа французскому концерну «Рено». Данные единичные случаи привлечения инвестирования в экономику Российской Федерации наглядно показывают эффективность такой работы, поскольку создает определенное количество рабочих мест, обучает высококвалифицированных специалистов, а также способствует выведению продукции российского производства на мировой рынок.

Тому факту, что крупнейшие иностранные авто производители пришли в Россию и разместили здесь свой капитал находится простое объяснение: Россия обладает самым большим по объему в Европе спросом на автомобили. А поскольку в России относительно дешевая рабочая сила, то производство автомобилей иностранным производителям намного эффективнее и выгоднее сделать на территории самой страны потребления конечного продукта. Также мы можем говорить о сравнительной дешевизне стали проката, электричества, а также стоимости транспортировки готовой продукции до конечного потребителя и становится совершенно ясно, что крупным игрокам на российском рынке автопрома намного выгоднее открывать собственные производства на территории Российской Федерации, нежели импортировать готовую продукцию из-за рубежа.

Инвесторам интересен практически, исключительно сектор производства автомобилей в России из всей отрасли машиностроения, поскольку Россия не является крупным потребителем какой-либо другой продукции машиностроения.

По-видимому, настало время для создания при государственном участии крупной оценочной компании для исправления вопиющей ситуации с учетом, оценкой и налогообложением основных средств.

Нужно изменить политику государства в отношении российского машиностроения, создавать нормальные условия для развития промышленности, изменить налоговые режимы, создать гарантии для инвестиций. Я полагаю, что с каждым годом будет все сильнее проявляться запрос на производственный потенциал машиностроителей.

В заключении можно сказать, что большая часть машиностроительной отрасли РФ находится в удовлетворительном состоянии, и не может претендовать на существенное увеличение и качественный технологический скачок ввиду устаревших институтов производства, разработки и управления.

Для решения данной проблемы мы можем говорить о нескольких возможных путях развития: реформирование экономической системы, создание инновационной модели экономики путем реализация инвестиционных проектов по развитию машиностроения, ориентация на более эффективное использование имущественного комплекса и увеличение загрузки основных фондов, необходимость реструктуризации отечественных НИОКР в сфере машиностроения, а также обучения новых, высококвалифицированных инженеров для возможности работы на сложном современном производстве.

1.Камаев В.Д. Экономическая теория : учебное пособие. М.: «Валдос», 2013. — 453 с.

2.Миклашевская Н.А., Холопов А.В Международная экономика: учеб.пособие. М.: «Дело и Сервис», 2011. — 267 с.

Читайте также:  Колесный редуктор своими руками
Оцените статью
Добавить комментарий