Меры электробезопасности при эксплуатации судового электрообрудования
Вопросам электробезопасности на современных судах, имеющих широкую сеть электрифицированных механизмов, средств электрической автоматики контроля, сигнали
зации, измерения и защиты в условиях высокой влажности, тесноты судовых помещений и наличия металлических конструкций, придается первостепенное значение.
Эксплуатация судовых электротехнических устройств и систем объединяет комп-
лекс работ по вахтенному и техническому обслуживанию, которые требуют от обслужива
ющего персонала глубоких профессиональных и технических знаний, выполнения правил безопасности при эксплуатации судовых установок, что в конечном итоге является самым главным по предупреждению травматизма на судах.
В процессе эксплуатации судового электрооборудования не исключается возмож-
ность повреждения изоляции электроустановок, заземляющих устройств, нарушения раз-
личного вида блокировок и других технических неисправностей, в результате которых об-
служивающий персонал подвергается опасности воздействия электрического напряжения.
ёК обслуживанию судового электрооборудования допускаются работники не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья, имеющие необходимое электротехническое образова
ние и навыки самостоятельной работы на данных электротехнических установках.
Обслуживание электрооборудования, выполняемое судовым персоналом в процесс
се текущей эксплуатации, разделяется по степени опасности и необходимым мерам защи-
ты на три категории: при полном снятии напряжения, при частичном снятии напряжения и без снятия напряжения.
Работы, выполняемые при полном снятии напряжения, проводятся на обесточен-
ных участках или электроустановках, на которые исключается подача напряжения от дру-
гого электрооборудования, находящегося под напряжением. К работам этой категории от-
носятся все профилактические мероприятия, необходимый ремонт кнопок, магнитных пу-
скателей, реостатов, автоматических; воздушных выключателей и смена плавких вставок на различные величины токов.
Работы, выполняемые при частичном снятии напряжения, проводятся на обесто-
ченном участке, но соседние участки находятся под напряжением. Для исключения сопри-
косновения людей с участками, находящимися под напряжением, принимаются техниче-
ские и организационные меры: ограждение рабочих мест, наложение переносных заземлений, вывешивание плаката «Работать здесь».
Для предотвращения подачи напряжения к месту работы на включающих аппара-
тах устанавливаются механические замки,, изолирующие прокладки между контактами, и снимаются предохранители. На рукоятках коммутационной аппаратуры, при помощи кото
рой может быть подано напряжение к месту работы, вывешивается табличка «Не вклю-
чать — работают люди».
Вывешивание плакатов производится лицом, занимающимся отключением установ
ки и подготовкой места работ. Он проверяет отсутствие напряжения.
Работы, выполняемые без снятия напряжения, проводятся в аварийных случаях, в виде исключения на установках до 500 В судовым квалифицированным и опытным элект-
ротехническим персоналом под непосредственным руководством электромеханика.
Допускается под напряжением установка перемычек для шунтирования неисправ-
ных приборов, рубильников, выключателей, шунтирующих разъединителей, подтягивание гаек и болтов на выводах распределительных устройств.
Работающий под напряжением должен быть в головном уборе и в одежде с рука-
вами, застегнутыми у кистей рук, работать в диэлектрических перчатках и стоять на ди-
электрическом коврике или быть в диэлектрических галошах, пользоваться электромон-
тажным инструментом с изолированными рукоятками, при этом не касаться других токове
дущих частей, переборок и лиц, стоящих рядом на изолированной палубе, а также не применять для работы ножовки, напильники и металлические мерительные инструменты.
В порядке текущей эксплуатации судовому персоналу разрешается без снятия на-
пряжения производить обтирку и чистку корпусов электрических машин и оборудования, смазку подшипников, смену электрических ламп и перегоревших плавких вставок на вели
чину тока до 15 А с обязательным, применением изолирующих клещей, стоя на изолирую-
щем коврике в защитных очках.
Все работы, выполненные в порядке текущей эксплуатации, записывают в электро
техническом формуляре с указанием содержания и места их проведения и фамилии испол
нителя. Журнал ежедневно проверяет электромеханик.
Электромонтажные работы и смену ламп на высоте проводят с обязательным их отключением и при снятых предохранителях. Работы, выполняемые на высоте более 5 м над поверхностью палубы, считаются верхолазными. Их проводят с разрешения электро-
механика или старшего механика. С работающим на высоте, перед началом работы прово-
дят специальный инструктаж, выдают ему испытанный монтерский предохранительный пояс и страхующий канат. На предохранительном поясе должен стоять номер и дата оче-
редного испытания, которое проводится через каждые 6 мес при статической нагрузке 225 кг в течение 5 мин. Предохранительный пояс регистрируется в журнале учета и хранения средств защиты.
Ответственные оперативные переключения производятся по устному или телефон
ному распоряжению командного состава судна с последующим оформлением в вахтенном электротехническом журнале.
Наиболее ответственным мероприятием с точки зрения пожарной безопасности счи
тается промывка электрических машин и оборудования специальными моющими средства
ми. Для этого используются тампоны, кисти или струйные шприцы. Рукоятки и обоймы кистей выполняются из материалов, не вызывающих искрообразования. На месте протир-
ки или промывки машины устанавливают поддон емкостью не менее 3 л.
При протирке запас бензина на рабочем месте не должен превышать 0,25 л, а при промывке — 2 л. Емкости под бензин должны быть из латуни, алюминия или пластмасс с хорошо закрывающимися крышками.
Место промывки ограждают, устанавливают противопожарное оборудование, выве
шивают плакаты предупреждения и включают все виды вентиляции. Обтирочный матери-
ал после использования убирают в металлический ящик, закрывающийся крышкой.
Для обеспечения безопасности работ на судне эксплуатируемое электрооборудова-
ние надежно соединяют с корпусом судна. Переносный электроинструмент и переносные лампы подключают к сети переменного тока через разделяющие трансформаторы и соеди
няют с корпусом судна третьей жилой питающего кабеля. Сечение провода защитного за-
земления устанавливается равным сечению токопроводящей жилы кабеля до 16 ммвклю
чительно, но не менее 50% сечения токоведущих проводов, если сечение их более 16 мм. Однако применение защитного заземляющего провода сечением свыше 70 ммсчитается нецелесообразным.
Минимально допустимое сечение заземляющего медного провода устанавливается не менее 4 ммдля силовых установок и не менее 2,5 ммдля установочной арматуры и сетей освещения. В аппаратуре связи, сигнализации и теплового контроля сечение заземля
ющего провода выбирается не менее 1,5 мм. Установка предохранителей в проводах за-
земления не допускается.
Для создания надежного контакта между оборудованием и заземляющим проводом используются болтовые соединения при тщательной зачистке и лужении соприкасающих
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Требования по обеспечению безопасности ТЭ судовых технических средств, в том числе СЭО и ЭСА, определены Правилами техники безопасности на судах морского флота (ПТБ).
Ответственность за соблюдением на судах ПТБ несет капитан, который обязан лично или через своих помощников и начальников служб принимать все необходимые меры для предупреждения случаев травматизма. Каждый член командного состава судна отвечает за безопасность труда членов экипажа и обязан контролировать выполнение членами экипажа ПТБ и обучать подчиненных ему лиц безопасным методам работы.
Контроль и ответственность за соблюдение ПТБ во время выполнения работ возлагается на лицо командного состава, непосредственно возглавляющего эту работу или давшего распоряжение о ее выполнении. Ответственность за происшедшие несчастные случаи несут лица, которые своими распоряжениями или действиями нарушили ПТБ, соответствующие судовые инструкции или не приняли должных мер, обеспечивающих безопасность работ.
При поступлении на судно лица командного или рядового состава неэлектротехнического персонала, по роду работы занимающиеся использованием СЭО, должны пройти инструктаж и проверку знаний по электробезопасности у старшего механика или электромеханика. Об этом должна быть сделана запись в журнале регистрации инструктажей по технике безопасности. Эти лица командного состава, а также электромеханики I, II и III разрядов должны ежегодно проходить проверку знаний ПТБ в соответствующем объеме, указанном в приложении 9 ПТБ.
Электромеханики I, II и III разрядов должны:
технически обоснованно понимать опасность при работе в электротехнических установках и исчерпывающе знать ПТБ при эксплуатации судовых электроустановок;
уметь организовать безопасное ведение работ в электроустановках и знать приемы освобождения пострадавших от действия электрического тока, уметь оказывать при этом помощь.
Старшие электрики и электрики, проходящие проверку ПТБ ежеквартально, должны, кроме того:
отчетливо представлять опасности при работе в электрической установке и знать общие ПТБ, в частности Правила осмотра СЭО и его ТО;
знать ПТБ по тем видам работ, которые входят в круг обязанностей, правила пользования защитными средствами, приемы освобождения пострадавших от действия электрического тока и уметь практически их применять;
уметь организовать работу в электроустановках с соблюдением ПТБ.
Старший электромеханик (электромеханик) либо лицо, его заменяющее, обязан проводить занятия один раз в три месяца с лицами, не относящимися к электротехническому персоналу, по устройству используемого ими СЭО для обеспечения безопасной эксплуатации, контролировать соблюдение правил электробезопасности всеми членами экипажа и принимать меры по устранению нарушений правил электробезопасности.
Защитные средства. Изоляцию обслуживающего персонала от токоведущих частей обеспечивают защитные изолирующие средства, которые разделяются на основные и дополнительные.
Основные изолирующие защитные средства обладают достаточно высокой электрической прочностью и способны длительно выдерживать рабочее напряжение электроустановки. С помощью этих средств обслуживающий персонал может работать с токоведущими частями, находящимися под напряжением. К основным изолирующим средствам относятся следующие:
в установках с напряжением до 1000 В — диэлектрические перчатки, инструмент с изолированными ручками и указатели напряжения;
в установках с напряжением свыше 1000 В — изолирующие штанги, изолирующие электроизмерительные клещи и указатели напряжения.
Дополнительные изолирующие защитные средства самостоятельно не обеспечивают защиту обслуживающего персонала от поражения электрическим током при рабочем напряжении электроустановки, а служат только для усиления защитного действия основных изолирующих защитных средств, вместе с которыми они и применяются. К дополнительным изолирующим защитным средствам относятся:
в установках до 1000 В — изолирующие подставки, диэлектрические галоши, боты и коврики;
в установках свыше 1000 в — диэлектрические перчатки, боты, коврики и изолирующие подставки.
Индивидуальные вспомогательные защитные средства предназначены для защиты работающего oт световых, тепловых и механических воздействий (защитные очки, специальные рукавицы, противогазы).
Ограждающие защитные средства предназначены для временного ограждения токоведущих частей и предупреждения от ошибочных действий с коммутационными аппаратами (временные переносные ограждения, изолирующие на кладки и колпаки, временные переносные заземления и предупредительные плакаты).
Для обеспечения электробезопасности любая судовая электроустановка, независимо от рабочего напряжения, должна быть укомплектована необходимым количеством защитных средств и приспособлений, которые должны проходить соответствующие периодические испытания и осмотры (табл.9.1) Осмотры каждого защитного средства с целью проверки исправности следует проводить перед использованием, но не реже сроков, указанных в таблице периодических осмотров. Ответственность за обеспечение электроустановок испытанным защитными средствами несет электромеханик судна, а ответственность за наличие, пригодность и правильное использование выданных в отдельное распределительное устройство защитных средств, несет персонал, обслуживающий электроустановку.
Таблица 9.1. Минимальные нормы комплектования защитными средствами электроустановок при вводе их в эксплуатацию и сроки испытаний для электроустановок напряжением до 1000В
Наименование защитного средства | Количество | Сроки периодических | |
испытаний | осмотров | ||
Указатель напряжения Изолирующие клеши Диэлектрические перчатки Монтерский инструмент с изолированными ручками Переносные заземления (при отсутствии стационарных заземляющих ножей) Диэлектрические галоши Предупредительные плакаты Диэлектрические коврики Временные ограждения (щиты и прокладки) Защитные очки Противогаз | 1 шт. 1 шт. 2 пары Не менее 2 комплектов Не менее 2 шт. 2 пары Не менее 2 комплектов 2 шт. Не менее 2 комплектов 1 пара 1 шт. | 1 раз в год 1 раз в 2 года 1 раз в б мес. 1 раз в год — 1 раз в год — 1 раз в 2 года — — — | Перед употреблением 1 раз в год Перед употреблением “ — 1 раз в 6 мес — 1 раз в год — — — |
Требования электробезопасности при различных категориях работ. Работы в действующих судовых электроустановках могут выполняться:
при полном снятии напряжения, когда не только со всех токоведущих частей снято напряжение, но и исключена подача его от других участков, находящихся под напряжением;
при частичном снятии напряжения, когда работа проводится на отключенной части электротехнического устройства, в то время как другие его части находятся под напряжением;
без снятия напряжения: а) вблизи токоведущих частей, находящихся под напряжением и на них, когда необходимо принять меры, предотвращающие возможность приближения или случайного прикосновения людей или их инструмента к токоведущим частям; б) вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением, когда исключено случайное приближение людей и их инструмента к токоведущим частям на опасное расстояние.
При работах с полным снятием напряжения должны быть отключены токоведущие части, на которых ведется работа, и части, с которыми возможно соприкосновение при этом. Выделенные для работы СЭО или участок отключают от находящихся под напряжением токоведущих частей с помощью коммутационной аппаратуры и снятием предохранителей. При использовании коммутационных аппаратов с автоматическим приводом или дистанционным управлением нужно убедиться в отсутствии напряжения на отключенном участке путем осмотра положения контактов или рукоятки (указателя), определяющих положение контактов.
Для предотвращения подачи напряжения к месту работы необходимо отключить все связанные с подготавливаемым к работе СЭО силовые, измерительные и другие трансформаторы со стороны высшего и низшего напряжения;
при работе без переносных заземлений принять дополнительные меры: механически запереть приводы отключенных аппаратов, применить изолирующие прокладки в коммутационных аппаратах и т. п. или отсоединить концы питающей линии.
На рукоятках коммутационных аппаратов и клеммах предохранителей, при помощи которых может быть подано напряжение к месту работ, лицом, производящим отключение, вывешивается запрещающий знак „НЕ ВКЛЮЧАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ!" Знаки снимает по окончании работ только лицо, повесившее их или его сменившее.
По решению электромеханика судна может быть применено переносное заземление на токоведущие части всех фаз отключенной для производства работ части электроустановок при помощи перемычек, штанг и т.п.; эти заземления должны отделяться от токоведущих частей коммутационной аппаратурой демонтированными участками и т.п., а на рукоятках коммутационной аппаратуры и клеммах предохранителей нужно вывесить знаки „ЗАЗЕМЛЕНО" в количестве, равном заложенным заземлениям.
После вывешивания знаков безопасности и перед началом работ проверяют отсутствие напряжения между всеми фазами и каждой фазы по отношению к корпусу судна и к нулевому проводу (если он есть). Отсутствие напряжения до 1000 В устанавливают указателем напряжения или переносным вольтметром и контрольной лампой при линейном напряжении не выше 220 В.
При работах с частичным снятием напряжение после проверки отсутствия напряжения в необходимых случаях накладывают переносное заземление и вывешивают предписывающий знак „РАБОТАТЬ ЗДЕСЬ", а неотключенные токоведущие части, доступные для случайного прикосновения должны быть ограждены временными ограждениями (изолирующие полосы из дерева, гетинакса, резины и т.п.). На временных ограждениях нужно вывешивать предупреждающие знаки „СТОЙ! ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ" (для установок напряжением до 1000 В) и „СТОЙ! ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ" (для установок 1000 В и выше). Ремонтному персоналу запрещается переставлять или убирать знаки безопасности, временные ограждения, переносные заземления и проникать на территорию огражденных участков.
Чтобы избежать касания токоведущих частей, находящихся под напряжением, лицо, работающее вблизи таких токоведущих частей, должно применять изолирующие защитные средства и располагаться так, чтобы токоведущие части были перед ним и только с одной стороны. Запрещается работать в согнутом положении, если при выпрямлении можно коснуться токоведущих частей.
При работе без снятия напряжения в виде исключения допускается замена аппаратуры и приборов, установка перемычек, зачистка и подтягивание нагревающихся контактов, подсоединение отдельного кабеля к распределительному устройству, регулировка и проверка средств защиты, ремонт приводов коммутационных аппаратов. Работу под напряжением можно проводить только с разрешения электромеханика или старшего механика квалифицированными и опытными лицами электротехнического персонала с применением изолирующих защитных средств и под непосредственным наблюдением электромеханика.
При этом необходимо работать в диэлектрических перчатках и галошах или стоять на диэлектрическом коврике; пользоваться электромонтажным инструментом с изолированными рукоятками; держать изолирующий инструмент за ручки-захваты не дальше ограничительного кольца; работая на токоведущих частях одной фазы, ограждать токоведущие части других фаз резиновыми матами и т.п.; прикасаясь изолирующим инструментом к токоведущим частям, не дотрагиваться до окружающих предметов; работать в комбинезоне с рукавами, застегнутыми у кистей, и в головном уборе.
В помещениях, особо опасных в отношении поражения людей электрическим током (особо сырые помещения, помещения с химически активной средой и т. п.), опасных в отношении пожара, а также на мачтах и колоннах производство работ на неотклю-ченных токоведущих частях запрещается.
В ходе текущей эксплуатации судовому электротехническому персоналу разрешается проводить следующие работы:
без снятия напряжения — уборку в закрытых распределительных устройствах, помещениях щитов, постов управления (до ограждения); чистку и обтирку кожухов оборудования, пополнение смазки подшипников; уход за кольцами и коллекторами электрических машин, замену закрытых предохранителей, ремонт осветительной арматуры и замену ламп внутреннего (за исключением особо сырых помещений) и наружного освещения (при невозможности выключения освещения) за исключением ламп на мачтах, колонках и в других высокорасположенных местах; ремонт аппаратуры телефонной связи и бытовой сигнализации; возобновление надписей на кожухах, корпусах оборудования и на ограждениях;
со снятием напряжения — ремонт и ТО коммутационных аппаратов, реостатов и т. п. при условии установки ее вне щитов и пультов; ремонт отдельных электроприемников (электродвигателей, преобразователей, трансформаторов, нагревательных приборов и других); отдельно расположенных магнитных станций, контроллеров, блоков управления; замену плавких вставок открытого исполнения; ремонт осветительной проводки наружного и внутреннего освещения и замену ламп в особо сырых помещениях; замер сопротивления и изоляции и т. п.
Перечень работ, выполняемых в период текущей эксплуатации, должен быть регламентирован электромехаником судна.
Требования электробезопасности при работах, часто выполняемых судовой электрогруппой. В своей повседневной деятельности электротехническому персоналу часто приходится измерять сопротивление изоляции, заменять предохранители, пользоваться электрифицированным инструментом и переносным освещением.
При измерении сопротивления изоляции мегаомметром прежде всего нужно убедиться в том, что измеряемая цепь отключена и приняты меры, исключающие прикосновение людей к проводам, оказавшимся под создаваемым мегаомметром напряжением. Провода, присоединяемые к мегаомметру должны иметь исправную изоляцию, рассчитанную на соответствующее напряжение. Перед измерением электрическую цепь необходимо разрядить; заряд снимают проводом сечением не менее 16 мм 2 , который сначала присоединяется одним концом к „земле", а затем другим концом — поочередно ко всем выводам оборудования.
Измерения переносными приборами должны выполняться двумя лицами; работу нужно выполнять в диэлектрических перчатках и галошах или же стоя на диэлектрическом основании. Измерительные клещи следует применять в комплекте со стационарно установленным на их рабочей части амперметром (применение выносного амперметра не допускать); в процессе измерения клещи держат так, чтобы прибор не касался ни проводов, ни измерительных трансформаторов. Присоединение (отсоединение) приборов в разрыв цепи нужно выполнять при полностью снятом напряжении. Запрещается производить какие-либо переключения во вторичной цепи включенного в сеть трансформатора тока, так как на разомкнутой обмотке может возникнуть опасное для человека напряжение.
Замена плавких предохранителей при наличии рубильников должна осуществляться при снятом напряжении. На групповых распределительных устройствах, где снять напряжение нельзя, допускается заменять предохранители под напряжением с обязательным отключением нагрузки данного присоединения. В этом случае обязательно нужно пользоваться предохранительными очками и диэлектрическими перчатками или изолирующими клещами. Работу по замене плавких предохранителей с пола может самостоятельно выполнять один человек, замену на высоте с приставных лестниц — два человека.
При работе с ручным электрифицированным инструментом и переносным освещением происходит постоянный контакт между руками человека и корпусом инструмента или светильника. Для уменьшения опасности поражения человека электрическим током при неисправности изоляции напряжение для переносного освещения на судах ограничивают величинами 12 В при 50 Гц и 24 В постоянного тока, а электроинструмент выполняют на напряжение не выше 36 В. В особо опасных помещениях при работе с электроинструментом на 36 В обязательно применение, защитных средств (диэлектрические перчатки, коврики и т. д.). Категорически запрещается для понижения напряжения пользоваться автотрансформаторами или добавочными резисторами. Электроинструмент с металлическим корпусом должен иметь третий провод в питающем кабеле, который через штепсельное соединение включается в контур защитного заземления.
К работам по ремонту СЭО могут допускаться работники судоремонтных предприятий по направлению своей администрации, которая несет ответственность за соответствие их квалификации характеру выполняемых работ и здание ПТБ. Прежде чем допустить бригаду заводских рабочих к ремонту СЭО в установке, находящейся под напряжением или при частично снятом напряжении, электромеханик (или лицо его заменяющее) обязан выполнить соответствующий комплекс операций по обеспечению электробезопасности и при необходимости пожаробезопасности, провести краткий инструктаж об особенностях устройства данной электроустановки и записать в вахтенном журнале о допуске бригады к ремонтным работам. Допустив бригаду к работе, электромеханик может оставить место работы.
Ответственность за соблюдение правил техники безопасности и пожаробезопасности при выполнении предремонтной дефектации несет руководитель группы дефектации.
Вопросы для самопроверки
1. Под действием каких факторов и в каком диапазоне изменяется сопротивление тела человека?
2. В чем выражается опасное воздействие электрического тока на человека?
3. Какие действия нужно предпринимать при оказании первой помощи после поражения человека электрическим током?
4. Какие правила техники безопасности должны соблюдаться в ходе работ с судовыми электроустановками при полном снятии напряжения с СЭО, при частичном снятии напряжения, без снятия напряжения?
6.1.1. Все лица электротехнического персонала, а также члены машинной команды, исполняющие обязанности по обслуживанию электрооборудования на судах, где электротехнический персонал штатным расписанием не предусмотрен, должны ежегодно проходить проверку знаний правил электробезопасности.
6.1.2. Все члены судовой команды, непосредственно обслуживающие электрооборудование или производящие его ремонт, обязаны:
а) знать настоящий раздел Правил;
б) знать меры предупреждения несчастных случаев, которые могут произойти при обслуживании электрооборудования;
в) уметь практически оказать первую помощь пострадавшему в случаях поражения электрическим током;
г) уметь пользоваться средствами тушения пожара электрооборудования.
6.1.3. Старший электромеханик (электромеханик) либо лицо, его заменяющее, обязан:
а) систематически контролировать правильность обслуживания судового электрооборудования, систем и приборов с соблюдением правил электробезопасности;
б) проводить техническую учебу с лицами неэлектротехнического персонала (палубной командой, работниками пищеблока и др.) по устройству обслуживаемого ими оборудования в объеме, достаточном для грамотного и безопасного его обслуживания;
в) контролировать соблюдение правил электробезопасности всеми членами экипажа и принимать меры по устранению нарушений. Если сам электромеханик не может принять меры по устранению нарушений, он обязан немедленно сообщить о нарушениях старшему механику, а в случае его отсутствия — капитану судна;
г) предусматривать дополнительные мероприятия, повышающие электробезопасность, с учетом особенностей электрооборудования судна.
6.1.4. Практиканты училищ и мореходных школ, не достигшие 18-летнего возраста, допускаются к выполнению работ по электрооборудованию под личную ответственность и при постоянном надзоре электромеханика судна и только при снятом напряжении.
6.1.5. В непосредственной близости от главного распределительного щита должны быть вывешены Правила первой помощи пострадавшим от электрического тока, Правила тушения пожара электрооборудования и принципиальная схема распределения электроэнергии на судне.
6.1.6. При всех осмотрах электрооборудования особое внимание следует обращать на наличие неисправностей, создающих опасность для жизни людей. Такие неисправности надлежит немедленно устранить или оградить опасные места, вывесив предупредительный плакат: "Стой! Опасно для жизни!".
6.1.7. Средства защиты, применяемые в судовых электротехнических установках, должны использоваться в соответствии с требованиями Правил применения и испытания средств защиты, применяемых в судовых электроустановках.
6.1.8. Все средства защиты перед их применением должны быть тщательно осмотрены, очищены и проверены на отсутствие внешних повреждений, соответствие их напряжению и пригодность к использованию по срокам периодических испытаний.
6.1.9. Ответственность за наличие, пригодность, правильное хранение и правильное использование средств защиты возлагается на старшего электромеханика (первого электромеханика), а при отсутствии на судне должности первого электромеханика — на старшего механика.
6.1.10. Электротехнический персонал должен контролировать исправность защитных заземлений при осмотрах и техническом обслуживании соответствующего электрооборудования, а у переносного электрооборудования — также перед выдачей его для использования.
6.1.11. Заземлению подлежат все металлические корпуса электрооборудования.
Защитное заземление не требуется для следующих видов электрооборудования:
стационарных электроприемников, питаемых напряжением до 42 В;
передвижных, переносных и ручных электроприемников, питаемых переменным током напряжением до 12 В и постоянным током напряжением до 24 В.
6.1.12. Электротехнический персонал должен следить, чтобы все переносное, передвижное и ручное электрооборудование, работающее при напряжении выше 24 В постоянного и 12 В переменного тока, а также стационарная осветительная арматура, которая не может быть заземлена непосредственно у места установки, имели заземление, осуществляемое через одну из свободных жил питающего кабеля, если корпус этих изделий выполнен не из изоляционного материала.
6.1.13. Исправность защитных заземлений переносного электрооборудования должна проверяться каждый раз перед выдачей его для работы.
6.1.14. Запрещается электротехническому персоналу устанавливать какие-либо предохранители или выключатели в разрыв цепи заземляющих проводов или шин.
6.1.15. Электротехнический персонал судна обязан постоянно следить за исправностью заземления оболочек кабелей, металлических частей электрооборудования и кожухов.
6.1.16. Электротехнический персонал судна обязан систематически проверять и постоянно поддерживать в пределах нормы сопротивление изоляции судовой сети, отдельных участков сети и электрооборудования.
6.1.18. Все электроизмерительные приборы судовой электроэнергетической системы должны быть проверены и опломбированы соответствующими контрольными организациями.
Вышедшие из строя электроизмерительные приборы должны быть немедленно сняты и заменены исправными.
6.1.19. Все переносные и стационарные контрольно-измерительные приборы должны проходить проверку в установленные сроки:
а) щитовые и переносные электроизмерительные приборы постоянного и переменного тока — один раз в два года;
б) контрольные электроизмерительные приборы — один раз в год.
Помещениями с малым объемом называются помещения, в которых при выполнении работ имеется возможность непроизвольного касания переборок или подволока.
6.1.21. Запрещается оставлять неизолированными концы проводов после снятия электрических машин или электрической аппаратуры для ремонта.
6.1.22. Запрещается применять при осмотре, ремонте, сборке и разборке электрооборудования и аппаратуры инструмент с токопроводящими ручками или с поврежденной их изоляцией.
6.1.23. Запрещается установка предохранителей, выключателей и штепселей в пожароопасных и взрывоопасных помещениях и местах судна.
Примечание. Пожароопасным называется помещение, где находятся пожароопасные вещества, которые способны вызвать неконтролируемое горение.
Взрывоопасным называется помещение, где возможно образование взрывоопасной среды или хранятся взрывчатые вещества.
6.1.24. При ремонте механизма с электроприводом его электродвигатель должен быть обесточен и на пусковом устройстве должен быть вывешен предупредительный плакат "Не включать! Работают люди!".
6.1.25. Аварийные выключатели электроприводных палубных и промысловых механизмов должны содержаться в исправном состоянии.
6.1.26. Члены экипажа, обнаружившие неисправность в электрооборудовании, должны немедленно поставить об этом в известность электромеханика или вахтенного механика.
6.1.27. При проведении работ профилактических и по восстановлению сопротивления изоляции электрооборудования с применением моющих жидкостей, растворителей и лакокрасочных материалов необходимо пользоваться соответствующими инструкциями. При отсутствии инструкций по безопасному выполнению указанных работ производство их запрещается.
6.1.28. Помещения и палубы на судах по степени опасности поражения электрическим током определяются двумя следующими категориями:
помещения и палубы с повышенной опасностью;
особо опасные помещения и открытые палубы.
6.1.28.1. К помещениям и палубам с повышенной опасностью относятся: специальные электрические помещения, помещения аварийных дизель-генераторов, закрытые рулевые и штурманские помещения, помещения корабельных автоматических телефонных станций, кладовые: шкиперские, запчастей, мастерских, фонарные, малярные, а также тамбуры и коридоры, примыкающие к этим помещениям; медицинские, жилые, общественные и служебные помещения, а также относящиеся к ним коридоры, вестибюли, тамбуры и трапы.
6.1.28.2. К особо опасным помещениям и палубам относятся: помещения и пространства, в которых электрооборудование должно работать под водой; открытые палубы, заливаемые водой; рефрижераторные трюмы, склады и кладовые; машинные и котельные помещения; помещения холодильных машин; агрегатные помещения для палубных механизмов и подруливающих устройств; насосные отделения; аккумуляторные помещения; морозильные отделения; помещения рыбомучных установок; румпельное отделение; помещение установок электролова; шахты гидроакустической аппаратуры; бани, душевые, прачечные, посудомоечные, помещения заготовительные по обработке продуктов промысла; умывальные, туалетные, сушильные, камбузы и провизионные кладовые.
Дата добавления: 2015-04-19 ; просмотров: 2908 . Нарушение авторских прав