Правила электробезопасности на судне

Меры электробезопасности при эксплуатации судового электрообрудования

Вопросам электробезопасности на современных судах, имею­щих широкую сеть электрифицированных механизмов, средств электрической автоматики контроля, сигнали

зации, измерения и защиты в условиях высокой влажности, тесноты судовых помеще­ний и наличия металлических конструкций, придается первостепенное значение.

Эксплуатация судовых электротехнических устройств и систем объединяет комп-

лекс работ по вахтенному и техническому обслу­живанию, которые требуют от обслужива

ющего персонала глубо­ких профессиональных и технических знаний, выполнения правил безопасности при эксплуатации судовых установок, что в конеч­ном итоге является самым главным по предупреждению травма­тизма на судах.

В процессе эксплуатации судового электрооборудования не исключается возмож-

ность повреждения изоляции электроустано­вок, заземляющих устройств, нарушения раз-

личного вида блоки­ровок и других технических неисправностей, в результате которых об-

служивающий персонал подвергается опасности воздействия электрического напряжения.

ёК обслуживанию судового электрооборудования допускаются работники не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья, имеющие необходимое электротехническое образова

ние и навыки самостоятельной работы на данных элект­ротехнических установках.

Обслуживание электрооборудования, выполняемое судовым персоналом в процесс

се текущей эксплуата­ции, разделяется по степени опасности и необходимым мерам защи-

ты на три категории: при полном снятии напряжения, при ча­стичном снятии напряжения и без снятия напряжения.

Работы, выполняемые при полном снятии напряжения, проводятся на обесточен-

ных участках или электроустановках, на кото­рые исключается подача напряжения от дру-

гого электрооборудо­вания, находящегося под напряжением. К работам этой категории от-

носятся все профилактические мероприятия, необходимый ре­монт кнопок, магнитных пу-

скателей, реостатов, автоматических; воздушных выключателей и смена плавких вставок на различные величины токов.

Работы, выполняемые при частичном снятии напряжения, про­водятся на обесто-

ченном участке, но соседние участки находятся под напряжением. Для исключения сопри-

косновения людей с участками, находящимися под напряжением, принимаются техни­че-

ские и организационные меры: ограждение рабочих мест, нало­жение переносных заземлений, вывешивание плаката «Работать здесь».

Для предотвращения подачи напряжения к месту работы на включающих аппара-

тах устанавливаются механические замки,, изолирующие прокладки между контактами, и снимаются предо­хранители. На рукоятках коммутационной аппаратуры, при помо­щи кото

рой может быть подано напряжение к месту работы, вы­вешивается табличка «Не вклю-

чать — работают люди».

Вывеши­вание плакатов производится лицом, занимающимся отключени­ем установ

ки и подготовкой места работ. Он проверяет отсутствие напряжения.

Работы, выполняемые без снятия напряжения, проводятся в аварийных случаях, в виде исключения на установках до 500 В судовым квалифицированным и опытным элект-

ротехническим пер­соналом под непосредственным руководством электромеханика.

Допускается под напряжением установка перемычек для шунти­рования неисправ-

ных приборов, рубильников, выключателей, шун­тирующих разъединителей, подтягивание гаек и болтов на выво­дах распределительных устройств.

Работающий под напряжением должен быть в головном уборе и в одежде с рука-

вами, застегнутыми у кистей рук, работать в диэлектрических перчатках и стоять на ди-

электрическом коврике или быть в диэлектрических галошах, пользоваться электромон-

тажным инструментом с изолиро­ванными рукоятками, при этом не касаться других токове

дущих частей, переборок и лиц, стоящих рядом на изолированной палу­бе, а также не применять для работы ножовки, напильники и ме­таллические мерительные инструменты.

В порядке текущей эксплуатации судовому персоналу разрешается без снятия на-

пряжения производить обтирку и чистку корпусов электрических машин и оборудования, смазку подшипников, смену электрических ламп и перегорев­ших плавких вставок на вели

чину тока до 15 А с обязательным, применением изолирующих клещей, стоя на изолирую-

щем коври­ке в защитных очках.

Все работы, выполненные в порядке текущей эксплуатации, записывают в электро

техническом формуляре с указанием содер­жания и места их проведения и фамилии испол

нителя. Журнал ежедневно проверяет электромеханик.

Электромонтажные работы и смену ламп на высоте проводят с обязательным их отключением и при снятых предохранителях. Работы, выполняемые на высоте более 5 м над поверхностью па­лубы, считаются верхолазными. Их проводят с разрешения электро-

механика или старшего механика. С работающим на высоте, перед началом работы прово-

дят специальный инструктаж, выда­ют ему испытанный монтерский предохранительный пояс и стра­хующий канат. На предохранительном поясе должен стоять номер и дата оче-

редного испытания, которое проводится через каждые 6 мес при статической нагрузке 225 кг в течение 5 мин. Предохра­нительный пояс регистрируется в журнале учета и хранения средств защиты.

Ответственные оперативные переключения производятся по устному или телефон

ному распоряжению командного состава суд­на с последующим оформлением в вахтенном электротехническом журнале.

Наиболее ответственным мероприятием с точки зрения пожар­ной безопасности счи

тается промывка электрических машин и обо­рудования специальными моющими средства

ми. Для этого используются там­поны, кисти или струйные шприцы. Рукоятки и обоймы кистей выполняются из материалов, не вызывающих искрообразования. На месте протир-

ки или промывки машины устанавливают поддон емкостью не менее 3 л.

При протирке запас бензина на рабочем месте не должен превышать 0,25 л, а при промывке — 2 л. Емкости под бензин должны быть из латуни, алюминия или пластмасс с хорошо закрывающимися крышками.

Место промывки ограждают, устанавливают противопожарное оборудование, выве

шивают плакаты предупреждения и включают все виды вентиляции. Обтирочный матери-

ал после использования убирают в металлический ящик, закрывающийся крышкой.

Для обеспечения безопасности работ на судне эксплуатируемое электрооборудова-

ние надежно соединяют с корпусом судна. Переносный электроинструмент и переносные лампы подключают к сети переменного тока через разделяющие трансформаторы и соеди

няют с корпусом судна третьей жилой питающего кабеля. Сечение провода защитного за-

земления устанавливается равным сечению токопроводящей жилы кабеля до 16 ммвклю

чительно, но не менее 50% сечения токоведущих проводов, если сечение их более 16 мм. Однако применение защитного заземляющего про­вода сечением свыше 70 ммсчитается нецелесообразным.

Минимально допустимое сечение заземляющего медного про­вода устанавливается не менее 4 ммдля силовых установок и не менее 2,5 ммдля установочной арматуры и сетей освещения. В аппаратуре связи, сигнализации и теплового контроля сечение заземля

ющего провода выбирается не менее 1,5 мм. Установка предохранителей в проводах за-

земления не допускается.

Для соз­дания надежного контакта между оборудованием и заземляющим проводом используются болтовые соединения при тщательной за­чистке и лужении соприкасающих

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Требования по обеспечению безопасности ТЭ судовых тех­нических средств, в том числе СЭО и ЭСА, определены Пра­вилами техники безопасности на судах морского флота (ПТБ).

Ответственность за соблюдением на судах ПТБ несет капи­тан, который обязан лично или через своих помощников и на­чальников служб принимать все необходимые меры для преду­преждения случаев травматизма. Каждый член командного со­става судна отвечает за безопасность труда членов экипажа и обязан контролировать выполнение членами экипажа ПТБ и обучать подчиненных ему лиц безопасным методам работы.

Контроль и ответственность за соблюдение ПТБ во время выполнения работ возлагается на лицо командного состава, непосредственно возглавляющего эту работу или давшего распо­ряжение о ее выполнении. Ответственность за происшедшие не­счастные случаи несут лица, которые своими распоряжениями или действиями нарушили ПТБ, соответствующие судовые ин­струкции или не приняли должных мер, обеспечивающих без­опасность работ.

Читайте также:  Почему сгорел пусковой конденсатор

При поступлении на судно лица командного или рядового состава неэлектротехнического персонала, по роду работы за­нимающиеся использованием СЭО, должны пройти инструктаж и проверку знаний по электробезопасности у старшего механи­ка или электромеханика. Об этом должна быть сделана запись в журнале регистрации инструктажей по технике безопасно­сти. Эти лица командного состава, а также электромеханики I, II и III разрядов должны ежегодно проходить проверку знаний ПТБ в соответствующем объеме, указанном в приложе­нии 9 ПТБ.

Электромеханики I, II и III разрядов должны:

технически обоснованно понимать опасность при работе в электротехнических установках и исчерпывающе знать ПТБ при эксплуатации судовых электроустановок;

уметь организовать безопасное ведение работ в электроуста­новках и знать приемы освобождения пострадавших от дейст­вия электрического тока, уметь оказывать при этом помощь.

Старшие электрики и электрики, проходящие проверку ПТБ ежеквартально, должны, кроме того:

отчетливо представлять опасности при работе в электриче­ской установке и знать общие ПТБ, в частности Правила ос­мотра СЭО и его ТО;

знать ПТБ по тем видам работ, которые входят в круг обя­занностей, правила пользования защитными средствами, приемы освобождения пострадавших от действия электрического тока и уметь практически их применять;

уметь организовать работу в электроустановках с соблюде­нием ПТБ.

Старший электромеханик (электромеханик) либо лицо, его заменяющее, обязан проводить занятия один раз в три месяца с лицами, не относящимися к электротехническому персоналу, по устройству используемого ими СЭО для обеспечения без­опасной эксплуатации, контролировать соблюдение правил электробезопасности всеми членами экипажа и принимать ме­ры по устранению нарушений правил электробезопасности.

Защитные средства. Изоляцию обслуживающего персонала от токоведущих частей обеспечивают защитные изолирующие средства, которые разделяются на основные и дополнительные.

Основные изолирующие защитные средства обладают достаточно высокой электрической прочностью и спо­собны длительно выдерживать рабочее напряжение электроустановки. С помощью этих средств обслуживающий персонал может работать с токоведущими частями, находящимися под напряжением. К основным изолирующим средствам относятся следующие:

в установках с напряжением до 1000 В — диэлектрические перчатки, инструмент с изолированными ручками и указатели напряжения;

в установках с напряжением свыше 1000 В — изолирующие штанги, изолирующие электроизмерительные клещи и указа­тели напряжения.

Дополнительные изолирующие защитные средства самостоятельно не обеспечивают защиту обслужи­вающего персонала от поражения электрическим током при ра­бочем напряжении электроустановки, а служат только для уси­ления защитного действия основных изолирующих защитных средств, вместе с которыми они и применяются. К дополнитель­ным изолирующим защитным средствам относятся:

в установках до 1000 В — изолирующие подставки, диэлек­трические галоши, боты и коврики;

в установках свыше 1000 в — диэлектрические перчатки, бо­ты, коврики и изолирующие подставки.

Индивидуальные вспомогательные защит­ные средства предназначены для защиты работающего oт световых, тепловых и механических воздействий (защитные очки, специальные рукавицы, противогазы).

Ограждающие защитные средства предназначены для временного ограждения токоведущих частей и предупреждения от ошибочных действий с коммутационными аппаратами (временные переносные ограждения, изолирующие на кладки и колпаки, временные переносные заземления и предупредительные плакаты).

Для обеспечения электробезопасности любая судовая электроустановка, независимо от рабочего напряжения, должна быть укомплектована необходимым количеством защитных средств и приспособлений, которые должны проходить соответствующие периодические испытания и осмотры (табл.9.1) Осмотры каждого защитного средства с целью проверки исправности следует проводить перед использованием, но не реже сроков, указанных в таблице периодических осмотров. Ответственность за обеспечение электроустановок испытанным защитными средствами несет электромеханик судна, а ответственность за наличие, пригодность и правильное использование выданных в отдельное распределительное устройство защитных средств, несет персонал, обслуживающий электроустановку.

Таблица 9.1. Минимальные нормы комплектования защитными средствами электроустановок при вводе их в эксплуатацию и сроки испытаний для электроустановок напряжением до 1000В

Наименование защитного средства Количество Сроки периодических
испытаний осмотров
Указатель напряжения Изолирующие клеши Диэлектрические пер­чатки Монтерский инструмент с изолированными ручка­ми Переносные заземле­ния (при отсутствии ста­ционарных заземляющих ножей) Диэлектрические гало­ши Предупредительные плакаты Диэлектрические ков­рики Временные ограждения (щиты и прокладки) Защитные очки Противогаз 1 шт. 1 шт. 2 пары Не менее 2 ком­плектов Не менее 2 шт. 2 пары Не менее 2 ком­плектов 2 шт. Не менее 2 ком­плектов 1 пара 1 шт. 1 раз в год 1 раз в 2 года 1 раз в б мес. 1 раз в год — 1 раз в год — 1 раз в 2 года — — — Перед употреб­лением 1 раз в год Перед употреб­лением “ — 1 раз в 6 мес 1 раз в год — — —

Требования электробезопасности при различных категориях работ. Работы в действующих судовых электроустановках мо­гут выполняться:

при полном снятии напряжения, когда не только со всех токоведущих частей снято напряжение, но и исключена подача его от других участков, находящихся под напряжением;

при частичном снятии напряжения, когда работа проводит­ся на отключенной части электротехнического устройства, в то время как другие его части находятся под напряжением;

без снятия напряжения: а) вблизи токоведущих частей, находящихся под напряжением и на них, когда необходимо принять меры, предотвращающие возможность приближения или случайного прикосновения людей или их инструмента к токоведущим частям; б) вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением, когда исключено случайное приближение людей и их инструмента к токоведущим частям на опас­ное расстояние.

При работах с полным снятием напряжения должны быть отключены токоведущие части, на которых ведется работа, и части, с которыми возможно соприкосновение при этом. Выде­ленные для работы СЭО или участок отключают от находя­щихся под напряжением токоведущих частей с помощью ком­мутационной аппаратуры и снятием предохранителей. При ис­пользовании коммутационных аппаратов с автоматическим при­водом или дистанционным управлением нужно убедиться в от­сутствии напряжения на отключенном участке путем осмотра положения контактов или рукоятки (указателя), определяю­щих положение контактов.

Для предотвращения подачи напряжения к месту работы необходимо отключить все связанные с подготавливаемым к работе СЭО силовые, измерительные и другие трансформато­ры со стороны высшего и низшего напряжения;

при работе без переносных заземлений принять дополни­тельные меры: механически запереть приводы отключенных аппаратов, применить изолирующие прокладки в коммутаци­онных аппаратах и т. п. или отсоединить концы питающей ли­нии.

На рукоятках коммутационных аппаратов и клеммах предо­хранителей, при помощи которых может быть подано напряже­ние к месту работ, лицом, производящим отключение, вывеши­вается запрещающий знак „НЕ ВКЛЮЧАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ!" Знаки снимает по окончании работ только лицо, по­весившее их или его сменившее.

По решению электромеханика судна может быть применено переносное заземление на токоведущие части всех фаз отклю­ченной для производства работ части электроустановок при помощи перемычек, штанг и т.п.; эти заземления должны отде­ляться от токоведущих частей коммутационной аппаратурой демонтированными участками и т.п., а на рукоятках коммута­ционной аппаратуры и клеммах предохранителей нужно выве­сить знаки „ЗАЗЕМЛЕНО" в количестве, равном заложенным заземлениям.

После вывешивания знаков безопасности и перед началом работ проверяют отсутствие напряжения между всеми фазами и каждой фазы по отношению к корпусу судна и к нулевому проводу (если он есть). Отсутствие напряжения до 1000 В ус­танавливают указателем напряжения или переносным вольт­метром и контрольной лампой при линейном напряжении не выше 220 В.

Читайте также:  Сифон для душевой кабины клик кляк

При работах с частичным снятием напряжение после проверки отсутствия напряжения в необходимых случа­ях накладывают переносное заземление и вывешивают предпи­сывающий знак „РАБОТАТЬ ЗДЕСЬ", а неотключенные токо­ведущие части, доступные для случайного прикосновения должны быть ограждены временными ограждениями (изоли­рующие полосы из дерева, гетинакса, резины и т.п.). На временных ограждениях нужно вывешивать предупреждающие знаки „СТОЙ! ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ" (для установок на­пряжением до 1000 В) и „СТОЙ! ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ" (для установок 1000 В и выше). Ремонтному персоналу запре­щается переставлять или убирать знаки безопасности, времен­ные ограждения, переносные заземления и проникать на терри­торию огражденных участков.

Чтобы избежать касания токоведущих частей, находящихся под напряжением, лицо, работающее вблизи таких токоведу­щих частей, должно применять изолирующие защитные средст­ва и располагаться так, чтобы токоведущие части были перед ним и только с одной стороны. Запрещается работать в согну­том положении, если при выпрямлении можно коснуться токо­ведущих частей.

При работе без снятия напряжения в виде исклю­чения допускается замена аппаратуры и приборов, установка перемычек, зачистка и подтягивание нагревающихся контактов, подсоединение отдельного кабеля к распределительному устрой­ству, регулировка и проверка средств защиты, ремонт приводов коммутационных аппаратов. Работу под напряжением можно проводить только с разрешения электромеханика или старше­го механика квалифицированными и опытными лицами элек­тротехнического персонала с применением изолирующих за­щитных средств и под непосредственным наблюдением электромеханика.

При этом необходимо работать в диэлектрических перчат­ках и галошах или стоять на диэлектрическом коврике; поль­зоваться электромонтажным инструментом с изолированными рукоятками; держать изолирующий инструмент за ручки-захва­ты не дальше ограничительного кольца; работая на токоведу­щих частях одной фазы, ограждать токоведущие части других фаз резиновыми матами и т.п.; прикасаясь изолирующим ин­струментом к токоведущим частям, не дотрагиваться до окру­жающих предметов; работать в комбинезоне с рукавами, за­стегнутыми у кистей, и в головном уборе.

В помещениях, особо опасных в отношении поражения людей электрическим током (особо сырые помещения, помещения с хи­мически активной средой и т. п.), опасных в отношении пожара, а также на мачтах и колоннах производство работ на неотклю-ченных токоведущих частях запрещается.

В ходе текущей эксплуатации судовому электротехническо­му персоналу разрешается проводить следующие работы:

без снятия напряжения — уборку в закрытых распредели­тельных устройствах, помещениях щитов, постов управления (до ограждения); чистку и обтирку кожухов оборудования, по­полнение смазки подшипников; уход за кольцами и коллекто­рами электрических машин, замену закрытых предохранителей, ремонт осветительной арматуры и замену ламп внутрен­него (за исключением особо сырых помещений) и наружного освещения (при невозможности выключения освещения) за ис­ключением ламп на мачтах, колонках и в других высокораспо­ложенных местах; ремонт аппаратуры телефонной связи и бы­товой сигнализации; возобновление надписей на кожухах, кор­пусах оборудования и на ограждениях;

со снятием напряжения — ремонт и ТО коммутационных ап­паратов, реостатов и т. п. при условии установки ее вне щитов и пультов; ремонт отдельных электроприемников (электродви­гателей, преобразователей, трансформаторов, нагревательных приборов и других); отдельно расположенных магнитных стан­ций, контроллеров, блоков управления; замену плавких вставок открытого исполнения; ремонт осветительной проводки наруж­ного и внутреннего освещения и замену ламп в особо сырых помещениях; замер сопротивления и изоляции и т. п.

Перечень работ, выполняемых в период текущей эксплуата­ции, должен быть регламентирован электромехаником судна.

Требования электробезопасности при работах, часто выпол­няемых судовой электрогруппой. В своей повседневной деятель­ности электротехническому персоналу часто приходится изме­рять сопротивление изоляции, заменять предохранители, пользоваться электрифицированным инструментом и переносным освещением.

При измерении сопротивления изоляции мегаомметром прежде всего нужно убедиться в том, что измеряе­мая цепь отключена и приняты меры, исключающие прикосно­вение людей к проводам, оказавшимся под создаваемым мегаомметром напряжением. Провода, присоединяемые к мегаомметру должны иметь исправную изоляцию, рассчитанную на соответствующее напряжение. Перед измерением электриче­скую цепь необходимо разрядить; заряд снимают проводом се­чением не менее 16 мм 2 , который сначала присоединяется од­ним концом к „земле", а затем другим концом — поочередно ко всем выводам оборудования.

Измерения переносными приборами должны выполняться двумя лицами; работу нужно выполнять в диэлек­трических перчатках и галошах или же стоя на диэлектриче­ском основании. Измерительные клещи следует применять в комплекте со стационарно установленным на их рабочей части амперметром (применение выносного амперметра не допус­кать); в процессе измерения клещи держат так, чтобы прибор не касался ни проводов, ни измерительных трансформаторов. Присоединение (отсоединение) приборов в разрыв цепи нужно выполнять при полностью снятом напряжении. Запрещается производить какие-либо переключения во вторичной цепи вклю­ченного в сеть трансформатора тока, так как на разомкнутой обмотке может возникнуть опасное для человека напряжение.

Замена плавких предохранителей при нали­чии рубильников должна осуществляться при снятом напряже­нии. На групповых распределительных устройствах, где снять напряжение нельзя, допускается заменять предохранители под напряжением с обязательным отключением нагрузки данного присоединения. В этом случае обязательно нужно пользовать­ся предохранительными очками и диэлектрическими перчатка­ми или изолирующими клещами. Работу по замене плавких предохранителей с пола может самостоятельно выполнять один человек, замену на высоте с приставных лестниц — два чело­века.

При работе с ручным электрифицированным инструментом и переносным освещением про­исходит постоянный контакт между руками человека и корпу­сом инструмента или светильника. Для уменьшения опасности поражения человека электрическим током при неисправности изоляции напряжение для переносного освещения на судах ог­раничивают величинами 12 В при 50 Гц и 24 В постоянного тока, а электроинструмент выполняют на напряжение не выше 36 В. В особо опасных помещениях при работе с электроинстру­ментом на 36 В обязательно применение, защитных средств (диэлектрические перчатки, коврики и т. д.). Категорически запрещается для понижения напряжения пользоваться авто­трансформаторами или добавочными резисторами. Электроин­струмент с металлическим корпусом должен иметь третий про­вод в питающем кабеле, который через штепсельное соединение включается в контур защитного заземления.

К работам по ремонту СЭО могут допускаться работники судоремонтных предприятий по направлению своей админист­рации, которая несет ответственность за соответствие их ква­лификации характеру выполняемых работ и здание ПТБ. Прежде чем допустить бригаду заводских рабочих к ремонту СЭО в установке, находящейся под напряжением или при ча­стично снятом напряжении, электромеханик (или лицо его за­меняющее) обязан выполнить соответствующий комплекс опе­раций по обеспечению электробезопасности и при необходимо­сти пожаробезопасности, провести краткий инструктаж об осо­бенностях устройства данной электроустановки и записать в вахтенном журнале о допуске бригады к ремонтным работам. Допустив бригаду к работе, электромеханик может оставить место работы.

Ответственность за соблюдение правил техники безопасно­сти и пожаробезопасности при выполнении предремонтной дефектации несет руководитель группы дефектации.

Вопросы для самопроверки

1. Под действием каких факторов и в каком диапазоне изменяется сопротивление тела человека?

2. В чем выражается опасное воздействие электрического тока на чело­века?

3. Какие действия нужно предпринимать при оказании первой помощи после поражения человека электрическим током?

Читайте также:  Как выкрутить ниппель из колеса без колпачка

4. Какие правила техники безопасности должны соблюдаться в ходе ра­бот с судовыми электроустановками при полном снятии напряжения с СЭО, при частичном снятии напряжения, без снятия напряжения?

6.1.1. Все лица электротехнического персонала, а также члены машинной команды, исполняющие обязанности по обслуживанию электрооборудования на судах, где электротехнический персонал штатным расписанием не предусмотрен, должны ежегодно проходить проверку знаний правил электробезопасности.

6.1.2. Все члены судовой команды, непосредственно обслуживающие электрооборудование или производящие его ремонт, обязаны:

а) знать настоящий раздел Правил;

б) знать меры предупреждения несчастных случаев, которые могут произойти при обслуживании электрооборудования;

в) уметь практически оказать первую помощь пострадавшему в случаях поражения электрическим током;

г) уметь пользоваться средствами тушения пожара электрооборудования.

6.1.3. Старший электромеханик (электромеханик) либо лицо, его заменяющее, обязан:

а) систематически контролировать правильность обслуживания судового электрооборудования, систем и приборов с соблюдением правил электробезопасности;

б) проводить техническую учебу с лицами неэлектротехнического персонала (палубной командой, работниками пищеблока и др.) по устройству обслуживаемого ими оборудования в объеме, достаточном для грамотного и безопасного его обслуживания;

в) контролировать соблюдение правил электробезопасности всеми членами экипажа и принимать меры по устранению нарушений. Если сам электромеханик не может принять меры по устранению нарушений, он обязан немедленно сообщить о нарушениях старшему механику, а в случае его отсутствия — капитану судна;

г) предусматривать дополнительные мероприятия, повышающие электробезопасность, с учетом особенностей электрооборудования судна.

6.1.4. Практиканты училищ и мореходных школ, не достигшие 18-летнего возраста, допускаются к выполнению работ по электрооборудованию под личную ответственность и при постоянном надзоре электромеханика судна и только при снятом напряжении.

6.1.5. В непосредственной близости от главного распределительного щита должны быть вывешены Правила первой помощи пострадавшим от электрического тока, Правила тушения пожара электрооборудования и принципиальная схема распределения электроэнергии на судне.

6.1.6. При всех осмотрах электрооборудования особое внимание следует обращать на наличие неисправностей, создающих опасность для жизни людей. Такие неисправности надлежит немедленно устранить или оградить опасные места, вывесив предупредительный плакат: "Стой! Опасно для жизни!".

6.1.7. Средства защиты, применяемые в судовых электротехнических установках, должны использоваться в соответствии с требованиями Правил применения и испытания средств защиты, применяемых в судовых электроустановках.

6.1.8. Все средства защиты перед их применением должны быть тщательно осмотрены, очищены и проверены на отсутствие внешних повреждений, соответствие их напряжению и пригодность к использованию по срокам периодических испытаний.

6.1.9. Ответственность за наличие, пригодность, правильное хранение и правильное использование средств защиты возлагается на старшего электромеханика (первого электромеханика), а при отсутствии на судне должности первого электромеханика — на старшего механика.

6.1.10. Электротехнический персонал должен контролировать исправность защитных заземлений при осмотрах и техническом обслуживании соответствующего электрооборудования, а у переносного электрооборудования — также перед выдачей его для использования.

6.1.11. Заземлению подлежат все металлические корпуса электрооборудования.

Защитное заземление не требуется для следующих видов электрооборудования:

стационарных электроприемников, питаемых напряжением до 42 В;

передвижных, переносных и ручных электроприемников, питаемых переменным током напряжением до 12 В и постоянным током напряжением до 24 В.

6.1.12. Электротехнический персонал должен следить, чтобы все переносное, передвижное и ручное электрооборудование, работающее при напряжении выше 24 В постоянного и 12 В переменного тока, а также стационарная осветительная арматура, которая не может быть заземлена непосредственно у места установки, имели заземление, осуществляемое через одну из свободных жил питающего кабеля, если корпус этих изделий выполнен не из изоляционного материала.

6.1.13. Исправность защитных заземлений переносного электрооборудования должна проверяться каждый раз перед выдачей его для работы.

6.1.14. Запрещается электротехническому персоналу устанавливать какие-либо предохранители или выключатели в разрыв цепи заземляющих проводов или шин.

6.1.15. Электротехнический персонал судна обязан постоянно следить за исправностью заземления оболочек кабелей, металлических частей электрооборудования и кожухов.

6.1.16. Электротехнический персонал судна обязан систематически проверять и постоянно поддерживать в пределах нормы сопротивление изоляции судовой сети, отдельных участков сети и электрооборудования.

6.1.18. Все электроизмерительные приборы судовой электроэнергетической системы должны быть проверены и опломбированы соответствующими контрольными организациями.

Вышедшие из строя электроизмерительные приборы должны быть немедленно сняты и заменены исправными.

6.1.19. Все переносные и стационарные контрольно-измерительные приборы должны проходить проверку в установленные сроки:

а) щитовые и переносные электроизмерительные приборы постоянного и переменного тока — один раз в два года;

б) контрольные электроизмерительные приборы — один раз в год.

Помещениями с малым объемом называются помещения, в которых при выполнении работ имеется возможность непроизвольного касания переборок или подволока.

6.1.21. Запрещается оставлять неизолированными концы проводов после снятия электрических машин или электрической аппаратуры для ремонта.

6.1.22. Запрещается применять при осмотре, ремонте, сборке и разборке электрооборудования и аппаратуры инструмент с токопроводящими ручками или с поврежденной их изоляцией.

6.1.23. Запрещается установка предохранителей, выключателей и штепселей в пожароопасных и взрывоопасных помещениях и местах судна.

Примечание. Пожароопасным называется помещение, где находятся пожароопасные вещества, которые способны вызвать неконтролируемое горение.

Взрывоопасным называется помещение, где возможно образование взрывоопасной среды или хранятся взрывчатые вещества.

6.1.24. При ремонте механизма с электроприводом его электродвигатель должен быть обесточен и на пусковом устройстве должен быть вывешен предупредительный плакат "Не включать! Работают люди!".

6.1.25. Аварийные выключатели электроприводных палубных и промысловых механизмов должны содержаться в исправном состоянии.

6.1.26. Члены экипажа, обнаружившие неисправность в электрооборудовании, должны немедленно поставить об этом в известность электромеханика или вахтенного механика.

6.1.27. При проведении работ профилактических и по восстановлению сопротивления изоляции электрооборудования с применением моющих жидкостей, растворителей и лакокрасочных материалов необходимо пользоваться соответствующими инструкциями. При отсутствии инструкций по безопасному выполнению указанных работ производство их запрещается.

6.1.28. Помещения и палубы на судах по степени опасности поражения электрическим током определяются двумя следующими категориями:

помещения и палубы с повышенной опасностью;

особо опасные помещения и открытые палубы.

6.1.28.1. К помещениям и палубам с повышенной опасностью относятся: специальные электрические помещения, помещения аварийных дизель-генераторов, закрытые рулевые и штурманские помещения, помещения корабельных автоматических телефонных станций, кладовые: шкиперские, запчастей, мастерских, фонарные, малярные, а также тамбуры и коридоры, примыкающие к этим помещениям; медицинские, жилые, общественные и служебные помещения, а также относящиеся к ним коридоры, вестибюли, тамбуры и трапы.

6.1.28.2. К особо опасным помещениям и палубам относятся: помещения и пространства, в которых электрооборудование должно работать под водой; открытые палубы, заливаемые водой; рефрижераторные трюмы, склады и кладовые; машинные и котельные помещения; помещения холодильных машин; агрегатные помещения для палубных механизмов и подруливающих устройств; насосные отделения; аккумуляторные помещения; морозильные отделения; помещения рыбомучных установок; румпельное отделение; помещение установок электролова; шахты гидроакустической аппаратуры; бани, душевые, прачечные, посудомоечные, помещения заготовительные по обработке продуктов промысла; умывальные, туалетные, сушильные, камбузы и провизионные кладовые.

Дата добавления: 2015-04-19 ; просмотров: 2908 . Нарушение авторских прав

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector