/

Объемная композиция в дизайне

Задумывались ли вы над тем, почему на одни произведения искусства нам приятно смотреть, а на другие нет? Причина этого — удачная или неудачная композиция изображенных элементов. Именно от нее зависит то, как воспринимается картина, статуя или даже целое здание. Хотя на первый взгляд кажется, что это непросто — предусмотреть все, на самом деле создание композиции, которая будет приятна взору, — дело не такое уж сложное. Однако для этого нужно знать о законах, принципах и других ее составляющих. Давайте узнаем обо всем этом.

Что такое дизайн и каковы его особенности?

Прежде чем рассмотреть особенности композиции, стоит узнать о таком понятии, как дизайн. Хотя это слово часто используется в современном лексиконе, далеко не всякий знает о его значении.

Так именуется вид художественно-технической деятельности, направленной на формирование гармонической предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные, а также духовные потребности личности.

При создании композиции в дизайне всегда во главу угла ставятся два его компонента — практичность (функциональность) и эстетичность (внешняя красота).

Сам по себе дизайн очень многогранен. При этом все же можно выделить несколько его основных видов:

  • Графический — нацелен на создание шрифтов, пиктограмм, фирменного стиля, разнообразных визуальных коммуникаций и т. д. Все изображения такого рода создаются на плоскости.
  • Промышленный — специализируется на разработке машин, приборов, оборудования, мебели, посуды, одежды. В данном случае работа осуществляется не на плоскости, а с объемом.
  • Архитектурный — нацелен на разработку и постройку сооружений и их комплексов (в том числе интерьера). Творец в этой среде работает с пространством.
  • Дизайн архитектурной среды. Наиболее сложный, так как нацелен на разработку сложно-динамической системы среды обитания людей.
  • Дизайн сферы — это один из новых видов. К нему относится экодизайн, футуродизайн и т. п.
  • Дизайн, нацеленный на результат работ. К этому виду относятся web-дизайн, компьютерный и артдизайн.

Что такое композиция и зачем она нужна?

Данное слово произошло от латинского compositio и означает гармоническое сочетание различных элементов произведения таким образом, чтобы они создавали впечатление единого целого.

Композиция в дизайне — это расположение и связь частей изделия, обусловленных их компоновкой. Она должна соответствовать их назначению, а также художественно-образному замыслу создателя, который отражает вероятные ожидания конечного потребителя проектируемого продукта.

Немного сложно, не так ли? Говоря более простым языком, изучаемое явление — это создания такого произведения, которое понравится заказчику. Исходя из этого объяснения, понятно и назначение композиции в дизайне — привлечь внимание потенциального покупателя.

Хорошо, хотя и немного жестко объясняет его цель герой фильма "Глянец": "Дело художника — почувствовать то, что продается. Что не продается, то не искусство!"

Геометрический и композиционный центр: в чем разница?

Итак, из чего же состоит композиция? В первую очередь, создавая ее, необходимо найти композиционный центр. Его цель — привлечь внимание зрителей ко всему произведению. Фактически именно эта деталь является тем якорем, который должен "зацепить" увидевшего готовое изделие.

Помимо композиционного, в любой работе выделяется также геометрический центр, который фактически является его срединой.

Для лучшего восприятия произведения, конечно, лучше, когда эти два центра совпадают, однако так бывает не всегда.

Существует ряд способов акцентировать внимание именно на композиционном центре, даже если он расположен не посредине:

  • Выделение его с помощью цвета.
  • Выделение с помощью отличающейся формы от других элементов композиции.
  • Выделение особым освещением.
  • Выделения за счет контрастного размера по сравнению с другими деталями.

Элементы композиции

Существуют различные классификации композиционных элементов. Большинство специалистов сходятся в том, что основных из них три:

  • Точка — это графический акцент на плоскости.
  • Линия — по форме характеризуется протяжностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину).
  • Пятно — в отличие от вышеупомянутых элементов, оно обычно заполняет большую часть графической плоскости.

Основные виды композиции

Как правило, выделяют тройку базовых видов композиции.

  • Фронтальная — подразумевает заполнение изображением всей плоскости. Как правило, используется при создании орнаментов, ковров, мозаики и т. п.
  • Объемная — относится к трехмерным видам искусств (архитектура, скульптура, керамика). В большинстве случаев, чтобы рассмотреть изделие такого рода, необходимо обойти его с разных сторон, поскольку оно не может быть охвачено взглядом полностью с одного ракурса.
  • Объемно-пространственная композиция в дизайне — состоит из нескольких объемных работ, расположенных в пространстве с определенными интервалами.

Композиционные законы

Хотя каждый творец руководствуется собственным вкусом (или желанием заказчика) при создании дизайна, существуют определенные законы композиции, которые все равно приходится соблюдать, причем далеко не всегда понимая это. Дело в том, что они были выделены на основе многолетних наблюдений психологов за способностью человеческого мозга воспринимать те или иные комбинации элементов.

Итак, существует три закона композиции:

  • Цельность и единство. Благодаря им произведение воспринимается как единое целое, несмотря на многочисленное количество деталей. Этот закон базируется на двух составляющих — неделимости композиции (невозможность воспринимать ее как совокупность отдельных составляющих) и необходимости связи и согласованности между элементами композиции (для этого важно отслеживать, насколько все детали "дружат" между собою и не являются ли они оторванными друг от друга). Специфичность данного закона заключается в том, что он распространяется лишь на область композиции в дизайне произведений искусства.
  • Равновесие. Это такое состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают так называемую зрительную устойчивость. В основном данное состояние сводится к балансу по выразительности. Равновесие в изделии может быть статическим (изображение кажется устойчиво неподвижным) и динамическим (его составляющие производят впечатление движения).

  • Соподчинение. Это подчинение всех композиционных деталей единому авторскому замыслу. Фактически данный закон подразумевает создание иерархии в произведении. Согласно ей, выделяется доминанта (центр композиции), которой и подчиняются все остальные элементы.

Средства

Рассматривая особенности композиции, нельзя обойти вниманием и такой вопрос, как средства для ее создания. Ведь именно они помогают творцу максимально точно передать свою мысль в произведении. Для многих людей искусства средства более известны как принципы композиции в дизайне.

Парадоксально, но когда все они соблюдены, понять их сложно. Зато если в готовой работе нарушен хоть один — это сразу же бросается в глаза. Давайте же рассмотрим их, чтобы знать, на что стоит обращать внимание не только при создании шедевров, но и при рассмотрении и анализе их.

  • Контраст — это резкое различие элементов, противопоставление их по определенным критериям (светлый и темный, длинный и короткий и т. п.). Таким способом усиливается выразительность готовой работы. Контраст бывает как одномерным, так и многомерным.

  • Нюанс — незначительные различия между элементами в композиции в рамках одной и той же категории. Выделяют одномерный и многомерный нюансы.
  • Тождество. Так называется повторение элементов одинаковых, схожих по своим качествам. Таким как размер, форма или тон. Тождество явля­ется признаком статичности всей комбинации.
  • Симметрия/асимметрия. Симметрия — это равномерность распределения деталей относительно геометрического центра. Она бывает зеркальной, осевой, зеркально-осевой и винтовой. Асимметрия — это отсутствие симметрии. Хотя наш мозг ориентирован на равномерные изображения (нарушение этого баланса им воспринимается не так хорошо), иногда асимметричные решения оказываются более чем впечатляющими.
  • Ритм. Хотя кажется, что подобное явление характерно только для музыки, однако и для искусства композиции оно является важным средством. В данной сфере под ритмом подразумевается чередование различных элементов в определенной последовательности. Одним из важнейших является повторяемость деталей (форм), а также интервалов меж ними. Такие повторы бывают равномерными, убывающими и нарастающими.

  • Модульность — это универсальное средство дизайна, однако до сих пор нет четкого определения понятию "модуль". В общем, так принято именовать величину, принимаемую за основу расчета какого-либо предмета.
  • Пропорциональность — согласованность, стройность, а также соразмерность в сочетании чего-то. Она часто воспринимается как соразмерность. Это средство применяется в архитектуре или искусстве.

  • Масштабность является важнейшей из средств архитектурной композиции. Она определяет соотношение размеров чего-то (частей, членений, деталей сооружения), которое позволяется создать гармоничное сочетание их с размерами человека и окружающими его предметами. Данное средство базируется на двух принципах: человеческий индивидуум — это мера всех вещей; масштаб определяется при помощи соотношения отдельно взятых частей и целого.

Физические свойства формы

При создании композиции всегда стоит помнить, что все изображенные предметы обладают определенными пространственными свойствами:

  • Геометрический вид. Он определяется соотношением размеров геометрических фигур согласно трем координатам пространства, а также характером поверхности формы. Выделяются три вида формы: объемная, плоская, линейная.
  • Величина — это свойство, которое оценивается по отношению к человеческим размерам или другим формам.
  • Положение. Геометрические фигуры могут быть расположены в отношении друг друга или зрителя, как ближе, так и дальше, выше, ниже, слева или справа. Также формы способны располагаться по отношению к другим на одном или сразу нескольких уровнях.
  • Цвет — является одним из самых важных свойств, способных вызывать различные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом отражаемого/излучаемого ими света. Он обладает такими характеристиками, как тон (оттенки), насыщенность (степень яркости/блеклости) и светлота (отражающая способность цветовой поверхности). Обычно цвета принято делить на теплые (от желтого до красного ) и холодные (от зеленого до фиолетового). Подобное разделение связано с энергетическим спектральным балансом: теплые оттенки несут большую часть энергии, а холодные — значительно меньшую. Как доказали ученые, цвет активно воздействует на человеческую психику. Он может вызывать разнообразные эмоции и переживания (радовать, огорчать, бодрить, угнетать). Именно поэтому так важна хорошо продуманная цветовая композиция в дизайне любого изделия.

  • Светотень — свойство, которое характеризуется распределением темных и светлых участков на поверхности фигуры. Она облегчает восприятие объема и рельефа наблюдателем, а также способна зрительно обобщить или расчленить объем или поверхность предмета. Кстати, рельеф предмета и его трехмерность воспринимаются таковыми именно благодаря градациям и переходам от более освещенных участков к менее.
  • Фактура — создает зрительный образ композиции и является одним из основных источников получения осязательной информации. Кстати, именно различие фактур дает возможность отличать на черно-белом изображении схожие между собою вещества: металл и воду, снег и бумагу и т. п. При планировании изделия выбор фактуры его столь же важен, как и выбор материала. Ведь одно и то же вещество способно смотреться весьма по-разному при различной обработке.
  • Текстура. Она играет такую же важную роль в процессе восприятия готовой композиции, как и фактура. Ведь с ее помощью удается определить признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Чаще всего подобное свойство характерно для дерева, кожи, а также ткани. Текстуры очень часто выступают в роль декоративного элемента при проработке проекта. Удачное сочетание фактуры с текстурой прежде всего применяется для передачи естественного качества материала, раскрытия его эстетического своеобразия. В том случае, когда фактура или текстура вещества выразительные — их воздействие на зрителя способно быть более эффективным, чем влияние самой формы изделия. При этом чрезмерная броскость их иногда способна вызвать обратный эффект.
Читайте также:  Роза эрмитаж энциклопедия роз

Шрифты в композиции

Помимо всего вышеперечисленного, весьма важную роль в создании оригинального дизайна чего-то играют надписи (шрифты).

Они постоянно используются для оформления мемориальных досок, вывесок, надписей на упаковках или этикетках промышленных товаров и т. п.

Нередки случаи, когда шрифтовая композиция в дизайне играет не только роль источника информации, но и обеспечивает эстетическое качество среды обитания человека.

В зависимости от назначения выделяются такие категории шрифтов:

Основными эстетическими критериями при выборе того или иного вида букв является гармоничность их пропорций, красота рисунка каждой из них, читаемость, четкость и соразмерность. Для достижения подобных целей ежегодно создаются десятки новых шрифтов, которые призваны удовлетворить растущие запросы к оригинальному дизайну.

Изобразительные средства — форма, текстура материала, освещение, цвет — составляющие части, кирпичики дизайна. Для того чтобы любая работа приобрела необходимую выразительность и воздействовала на людей определенным образом, необходимо подать все эти средства единым аккордом, создать композицию. Все, что разрабатывает дизайнер, должно быть выразительным, содержательным, образным. Часто произведения художников и дизайнеров не имеют конкретных предметных форм, но цвет и пластика эмоционально воздействуют на зрителя, вызывают ассоциации, будят воображение, даже если само изображение абстрактно и основные средства его выразительности линии, пятна, цвет (пример полотна художника абстракциониста). Работа по созданию художественного произведения — это, в первую очередь, работа над образом. В соответствии с образом разрабатывается композиция.

Композиция (от лат. compositio) — составление, соединение, сочетание различных частей в одно целое в соответствии с определенной идеей. Композиция в дизайне определяется содержанием, характером, назначением художественного изображения или объекта. Принимаясь за любую работу — будь то оформление витрины, разработка рекламного буклета, создание логотипа или проектирование корпуса прибора, следует заранее представить конечный результат и создать образ темы. Художественный образ, в свою очередь, непременно должен сочетать:

  • · индивидуальные, характерные черты;
  • · обобщенные, типические свойства;
  • · элементы творческого выражения, фантазии дизайнера.

В соответствии с поставленной задачей можно создавать различные виды композиций. К ним относятся:

  • · Линейная композиция (композиция рисунка, аппликация, инкрустация, рисунок ткани и так далее) — содержание композиции передается через линии определенного вида и характера. При передаче формы тоновой графикой используются различные техники и приемы создания фона: заливки, отмывки, размывки, напыления, штамповки и многое другое. Линейная композиция обладает рядом особенностей — направленность линейных форм определяет либо устойчивость композиции (при горизонтальной ориентации), либо ее динамичность (наклонная или вертикальная ориентация). Простой геометрический рисунок определяет строгость формы, сложный криволинейный — пластичность, подвижность.
  • · Фронтальная композиция (оформление фасадов зданий, резьба на поверхности мебели, декоративные изделия из пластичных материалов) — это такая композиция, которая развивается на плоскости в двух направлениях — по вертикали и горизонтали, а глубина выражена не явно. Для создания такой композиции используются плоские элементы. Если элементы врезаются друг в друга, имеет место активное взаимодействие, если примыкают — пассивное. Совокупность всех этих элементов плоскостной композиции может образовывать гладкую поверхность или создавать переходное состояние между плоской и объемной композицией. В этом случае говорят о рельефе или объемно-фронтальной композиции.
  • · Объемная композиция (старинные бюро, оформление прилавков и стеллажей с полками разной глубины, выставочные стенды). Если при развитии композиции наравне с двумя направлениями на плоскости присутствует третье направление — глубина, создается объемная форма. Такая композиция трехмерна. Ее можно рассматривать со всех сторон, и чем больше пространства ее окружает, тем отчетливее проявляется ее общий вид, пластическая конфигурация. Общая форма композиции взаимодействует с внутренним пространством.
  • · Пространственная композиция (интерьеры, парковые площади, глубокие витрины) — это такая композиция, в которой преобладают размеры пространства, в котором размещены объекты. Тем не менее, значение каждого, даже самого маленького элемента такой композиции очень важно. Пространство может организовываться двумя способами:
  • 1. внутри границ, образованных объектами (закрытое пространство);
  • 2. вокруг объектов (открытое пространство).

Следует отметить, что такая композиция рассматривается со всех сторон, ее элементы располагаются в разных плоскостях.

Для создания грамотных произведений дизайна необходимо знать формы и закономерности образного выражения. Рассмотрим основные типы композиций:

  • · Сюжетно-изобразительная (повествовательная) композиция лежит в основе художественных реалистических произведений (живописных, скульптурных) В ней «участвуют» реальные персонажи, роль каждого обусловлена. Произведения подобного типа требуют внимательного, вдумчивого рассмотрения и, как правило, предполагают обобщение от частного к общему. Примером сюжетно-изобразительной композиции может быть любое реалистическое произведение станковой живописи. Его цель — рассказать зрителям о каком-либо явлении или событии и выразить отношение художника к нему. Такое произведение автономно, самодостаточно. Оно не должно зависеть от окружения, хотя интерьер, в котором висит картина, несомненно, влияет на ее восприятие.
  • · Декоративно-тематическая композиция Как правило, дизайнерам приходиться создавать декоративные композиции. В этом случае в тематической композиции сюжетный рассказ подчиняется декоративным целям, и это подчеркивает и глубже раскрывает смысл произведения. Такая композиция вписывается обычно в какие-либо архитектурные формы или связывается с другими произведениями прикладного искусства и, следовательно, сама является частью другой, большей композиции. Часто декоративно-тематические композиции используются в плакатах, в народном искусстве, в оформлении книг (обложки, экслибрисы), в интерьерах общественных зданий (метро, театры), офисов. Для создания подобного произведения необходимо найти обобщенный образ, который должен быть емким и лаконичным, образ темы возникает на основе ассоциаций.
  • · Композиция предметных форм — натюрморт — очень популярна в классическом и современном искусстве. Композиции из обыденных, казалось бы, вещей могут производить большое эмоциональное впечатление, образуя новое смысловое пространство, позволяя читать между строк. Обычные бытовые вещи, объединенные в композицию, приобретают символический смысл, вызывают образные ассоциации. Декоративная композиция предметных форм широко применяется в рекламе, плакате, оформлении книг. Как правило, это фронтальная композиция из плоских объектов, на которой отсутствует пространственные связи, существующие в реальном мире (тени, перспектива и тому подобное), то есть предметы составляются на плоскости друг с другом и с фоном.
  • · Формальная композиция строится из линий и пятен, она выражает логику композиционного построения. Иногда композицию такого типа называют не изобразительной. Это пространство художественных образов, не существующих в реальности, не имеющих рационально-практической значимости. В формальной композиции важен не сюжет, а исключительно законы и принципы ее собственного построения, пластические формы. Ее содержание формально, эмоциональное воздействие на зрителя оказывает художественная форма, цветовой и пластический строй произведения. Работа дизайнера очень часто связана с созданием неизобразительной, формальной композиции. Элемент любого композиционного произведения — объект и пространство, но в отличие от рассмотренных ранее типов, в формальной композиции используются не реально существующие предметы (предметные формы), а абстрактные объекты. Эти объекты могут возникнуть в результате предельного упрощения форм реальных предметов или быть созданы из геометрических фигур или буквенных знаков.
  • · Формы отдельных элементов композиции и композиции в целом оказывают определенное эмоциональное воздействие. Необходимо, чтобы количество элементов было оптимальным, и их совокупность выглядела гармонично. В общей форме должна просматриваться система внутренних связей. В таком случае необходимо говорить об основных средствах композиции:
  • · Симметрия — определенный порядок, математическая закономерность, с которой располагаются повторяющиеся предметы относительно друг друга на плоскости или в пространстве. Симметрия — одно из наиболее важных средств организации формы, способствующее целостности восприятия. Древние считали симметрию условием красоты. Наиболее часто в природе и искусстве встречается зеркальная симметрия. Другой тип симметрии — осевая, симметрия поворота. Еще существует такой тип, как перенос, в этом случае предметы расположены на равном расстоянии вдоль прямой оси. По такому принципу строятся орнаменты. Объемная симметрия, как правило, осевая (еловая шишка, Останкинская телебашня), но она может быть и более сложной формы. Очень выразительна винтовая симметрия, когда элементы переносятся вдоль оси с поворотом, например, расположение цветков на стебле лилии или ступеней винтовой лестницы. Частичное нарушение симметрии делает объект более сложным, динамичным, интересным. В живой природе нет абсолютной симметрии, формальной точности. Лицо человека, лист дерева, головка цветка, речная ракушка симметричны в целом, в своей основе, но различны и бесконечно разнообразны в деталях. Этот принцип придает им особую выразительность и неповторимость. Такой вид симметрии называется дисимметрией. Она разрушает точное сходство повторяемых элементов, оставляя симметричность общей формы. Этот принцип лежит в основе многих произведений искусства. Асимметрия — симметрия с полярно противоположными, контрастными свойствами, противопоставлением. Его зачастую используют как сильное средство для усиления выразительности. Асимметричные композиции часто имеют символическое звучание: символ «Инь-Янь», маска со смеющейся и плачущей половинами лица. При этом очень важно соблюсти равновесие формы.
  • · Равновесие. Условие зрительной завершенности композиции — уравновешенность. Композиционное равновесие обеспечивается сочетанием деталей, цветом и пластикой. Равновесие формы — состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие может быть устойчивым или отличаться внутренней динамикой. Равновесие, безусловно, в композициях с вертикальной осью симметрии, как правило, такие композиции абсолютно статичны. Более сложным и интересным способом оно достигается при нарушении симметрии в компоновке элементов. Яркое цветное пятно способно нарушить равновесие любой композиции.
  • · Центр композиции. Работу над композицией можно считать законченной, если все элементы соразмерны и гармоничны. Гармония фона и графических элементов переднего плана, цвета и графических элементов, освещения и ракурса составляют основу композиции. Цельность произведения определяется возможностью сразу охватить его взглядом и одновременно определить основную часть, вокруг располагаются не столь значимые, но, тем не менее, необходимые элементы композиции. Главный смысловой элемент является центром композиции. Следует отметить, что центр в таком случае понятие условное. Форма его и место размещения могут быть любыми, но главная часть композиции всегда содержит внутри себя точку или линию, относительно которой устанавливается равновесие боковых частей или верха и низа. Композиция может быть замкнутая или открытая. Для замкнутой композиции характерны устремленные к центру основные направления линий, построение по форме круга, прямоугольника или квадрата с учетом симметрии. Признак замкнутой композиции — четкий внешний контур, нарастание сложности к центру. Она используется для передачи идеи неподвижности, устойчивости. Ощущения движения, простора передается открытой композицией. Основные направления силовых линий — от центра. Как правило, строится несколько композиционных узлов, используется ритм.
  • · Формат плоской композиции. Огромное значение для плоской композиции имеет формат — граница поля изображения. Незаполненное белое поле листа может быть очень активным, эту активность придают ему элементы композиции, размещенной на белом поле. Наиболее распространенные форматы композиций — прямоугольные, круглые, овальные. Прямоугольный, вытянутый вертикально, формат передает ощущение устремленности вверх. Горизонтальный формат выглядит «распахнутым»: ослабляет чувство замкнутости, уменьшает значение композиционного центра. Он часто используется для сложных многоплановых композиций. Компоновка в квадратном и круглом формате листа имеет определенные особенности. Квадратный формат статичен, в нем часто размещают композиции с осевой или зеркальной симметрией. Осей зеркальной симметрии в круге может быть очень много, поэтому симметричная композиция в круге выглядит зрительно подвижной. Несимметричная композиция в круглой раме, с явно выраженным верхом и низом «останавливает вращение» и получается очень выразительной.
  • · Пропорциональность. Любой объект имеет определенные габариты, разделяемые размерами по двум осям, если этот объект плоский и по трем осям, если он объемный. Пропорции объекта несут элемент выразительности. Пропорциональность — соразмерность целого и частей, они должны прослеживаться при переходе от одной части формы к другой и ко всей форме в целом. Наиболее часто встречаемая пропорция — пропорция «золотого сечения». Золотое сечение» — это гармоничное деление отрезка на две части таким образом, что меньшая часть так относится к большей, как большая к целому отрезку: a/b=b/c, где a — меньший отрезок; b — больший отрезок; c=a+b. Тогда b=1,618a; a=0,618b. Число 1,618 называют золотым числом. Соотношение 21:34, а точнее 0,618034…, считается идеальным выражением пропорциональности и часто встречается в природе. Прямоугольник с соотношением сторон 21:34 называют золотым прямоугольником, а его диагональ — «активной» диагональю. Дизайнер должен обладать обостренным чувством пропорции, точно улавливать и определять соотношение длины, ширины и высоты предмета, его характерных особенностей. У человека есть природное чувство ритма, которому нужно доверять, тренировать его, развивать.
  • · Масштабность связана с понятием пропорций, это соразмерность принятому эталону. В предметном мире людей эталоном является сам человек. Масштабность — средство художественной выразительности. Монументальные гигантские статуи подчеркивают значимость, героичность изображенных людей.
  • · Тождество, контраст, нюанс. Эти категории необходимо учитывать при разговоре о соотношениях. Тождество — отношение полностью сходных объектов: повторяющийся узор орнамента, кирпичи, составляющие стену, бревна, из которых сложена изба. Тождественные элементы композиции часто создают множество, образуя фон. Контраст — резкое различие элементов композиции — мощное средство усиления выразительности композиции. Это сочетание противоположных характеристик, противопоставление высокого и низкого, линий и пятен, темного и светлого. Контраст выделяет часть изображения, расставляет акценты, выражает энергию и силу произведения. Нюанс — плавный переход характеристик, это такое соотношение элементов композиции, при котором преобладает сходство, но имеются незначительные различия. В нюансе нет четко выраженных противоречий, он играет роль оттенка, помогая избежать монотонности.
  • · Ритм — это закономерное чередование или изменение элементов, свойств, явлений во времени и пространстве. Ритму подчинен порядок, связь, строй всех элементов художественного произведения, он побуждает к преодолению неподвижности изображения, заставляет его дышать и двигаться. Ритм в графическом дизайне сложный, он придает особенную выразительность, «многомерность», внутреннюю динамичность композиции. Наиболее характерные приемы построения ритма:
  • 1. Изменение величин, составляющих ряд (нарастающие и убывающие ряды), ритм определяется изменением форм;
  • 2. Изменение интервалов между элементами (сужающиеся и расширяющиеся ряды), ритм замедляется или ускоряется.
Читайте также:  Время переходного процесса формула

Ритму могут быть подчинены не только изменения формы, но и цвет, пластика и другие изобразительные свойства. В любом случае, композиция не должна быть монотонной, скучной, поэтому тождество метрических рядов может нарушаться нюансом или контрастом. Ритмический ряд должен иметь начало и конец, гаситься.

Основные принципы построения композиции

Рассмотрев в предыдущем пункте основные средства композиции, можно выделить двенадцать основных принципов построения композиции:

  • 1. Существуют два типа композиций — замкнутая и открытая. Первая используется для передачи идеи неподвижности, устойчивости. Вторая подходит больше для передачи движения, простора.
  • 2. Для передачи движения (динамики) используются:
  • · Диагональные линии;
  • · Свободное пространство перед движущимся объектом;
  • · Момент кульминации движения.
  • 3. Условия выражения покоя (статики):
    • · Нет диагоналей;
    • · Нет свободного пространства;
    • · Статичные позы;
    • · Симметрия, уравновешенность;
    • · Вся композиция вписана в простую геометрическую форму (треугольник, квадрат, овал и так далее).
    • 4. Характерные элементы композиции объединяются по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре.
    • 5. Построение всей композиции на контрастах создает напряжение.
    • 6. Необходимо соблюдать ограничения (не более трех-четырех) в материале, деталях, цвете, форме. Избежание пестроты и дробности.
    • 7. Если в композиции много элементов, их располагают по группам по два-три. Для избежания событий, равных по своей значимости, используют несколько композиционных центров.
    • 8. Следует обеспечить свободное пространство между группами, чтобы не «потерялись» отдельные части композиции.
    • 9. Особо подчеркивается субординация (соподчинение) между группами. Наиболее значимые элементы выделяют размещением, размером, цветом так, чтобы направить взгляд человека сначала на них, а затем на менее значимые.
    • 10. В соответствии с правилом золотого сечения наиболее значимые элементы или группу элементов располагают примерно на расстоянии 1/3 от края композиции.
    • 11. Объемность, глубина изображения достигаются с помощью цвета, размеров, динамики формы, перспективы, теней.
    • 12. Необходимо соблюдать оптическое равновесие за счет правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.
    • Все, что было рассмотрено в данном разделе, посвященному композиции в дизайне, определенно точно применимо также и к фирменному знаку. Человек работающий в сфере графического дизайна обязан знать основные положения о композиции и учитывать все законы, типы, средства композиций при разработке товарных знаков.

      Г. Мур. Король и королева. 1952-1953

      К объемной композиции можно отнести произведения искусства, имеющие три измерения (длину, ширину и высоту), то есть параметры, характеризующие объем вообще и решающие художественные задачи. Это скульптура, мелкая пластика, малые архитектурные формы, произведения декоративно-прикладного характера, различные утилитарные объемы, будь то посуда, мебель, средства транспорта, одежда – в общем, все то, что включает в себя дизайн. Даже в этом простом перечислении чувствуется, какое широкое применение может иметь объемная композиция в нашей жизни для создания функциональных предметов, обеспечивающих жизнедеятельность человека. Поэтому можно предположить, что именно объем впервые привлек внимание человека как объект украшения. Поиски удобной формы сочетались с поисками методов придания ей выразительности и красоты. Работая над объемной формой, художник не забывал также о цвете и фактуре как активных изобразительных средствах, помогающих создать тот или иной художественный образ. Дошедшие до нас шедевры объемной композиции и через сотни лет поражают сочетанием функциональной продуманности предметов быта и художественной завершенностью формы, выразительностью цвета, фактуры.

      На протяжении веков существования объемной композиции менялись художественные и пластические принципы, отдавалось предпочтение тем или иным стилям, велись поиски новых материалов и способов их изготовления, но законы гармонии и красоты оставались неизменными. Средства гармонии, с помощью которых художники добивались наилучших результатов, и поныне остались теми же.

      Объемную композицию можно подразделить на два типа: симметричная и асимметричная. Наиболее распространенная – симметричная объемная композиция, имеющая вертикальную ось. Все четыре или более стороны относительно ее одинаковы. Такой симметричный объем в основном организует вокруг себя и одинаковое пространство, так как он ориентирован на одинаковое восприятие со всех сторон. Характерным примером таких композиций можно назвать дорожные ориентиры, верстовые или знаковые столбы, городские фонари прошлых веков, образцы садово-парковой архитектуры (например, ротонды) и т. д. Но и более мелкие предметы можно отнести к категории симметричных объемных композиций. Скажем, горшок, выполненный на гончарном круге. Его форма, с заложенной самой технологией изготовления вертикальной осью, дает нам возможность одинакового пластического прочтения ее с любых сторон. Но силуэт такой композиции может иметь бесчисленное количество вариантов решения форм в зависимости от поставленных задач. Симметричность объемной композиции придает ей уравновешенность, что бывает очень важно для создания утилитарных предметов, а также статичность, посредством которой можно организовать акцент объема в «движущемся» пространстве.

      Асимметричная объемная композиция имеет широкие возможности для решения неповторимых пластических задач и сложного движения масс. Если мы обратим внимание на скульптуру, а тем более на изображение человеческой фигуры, то увидим, что авторы по-разному решали форму объема. Учитывая различные точки зрения, они предлагали на суд зрителей то обобщенно решенную форму спины, то сложные по силуэту боковые точки восприятия со множеством прорывов в форме, то фас, где изобилует огромное количество деталей, поданных неодинаково проработанным барельефом. Так, посредством асимметричной объемной композиции можно понять художественный образ, созданный автором, проследить выраженную им пластическую тему только двигаясь вокруг нее. Асимметрия позволяет более емко выразить образ, передав всю его многогранность и многоликость. Именно асимметричную объемную композицию легче подчинить или развить, вставить в соответствующее пространство. Или пространство подчинить ей.

      Окружающее пространство активно влияет на восприятие объемной композиции. Оно выражается в субъективной и часто временной оценке произведения. Рассмотрим простой пример: мраморная парковая скульптура. Сменяемость цветового колорита и фактуры, связанная со сменой времен года, создает большое различие в восприятии достоинств объемной композиции. То мы видим вокруг нее голые заснеженные стволы, то они становятся мокрыми, почти черными. То зелень листвы окружает ее, то золото осени. То вдруг появляются солнечные блики с рефлексами от яркого

      освещения и тень. Кто-то увидит эту скульптуру словно высеченной из серого мрамора на фоне снега, кто-то – абсолютно белой на фоне яркой зелени. Даже форма объема может ощущаться по-разному – в силу созданного образа и влияния окружающего пространства. Поэтому решая определенные композиционные задачи, необходимо учитывать взаимодействие объема со средой, ее пластикой, колоритом, фактурой, освещением и т. д.

      Ч. Макинтош. Стул. 1900

      Существует еще один аспект, который играет немаловажную роль в определении достоинств объемной композиции. Это проблема вписывания объема в окружающее пространство. Объем имеет вес, значимость, идею. Он более реален и ощутим, неясели фронтальная композиция. Его можно поставить, подвесить или положить. Поэтому, скажем, конфликт объема и плоскости должен быть четко продуман автором для того, чтобы найти оптимальное решение. Если живописное произведение вычленяется из окружающей среды в основном посредством рамы, тем самым ограничивая воздействие этой среды, то объемная композиция волей-неволей требует к себе другого отношения, другого подхода, который заключается в сосуществовании с окружающим миром. Роль рамы для произведения, выполненного в объеме, часто играет постамент. Он служит тем ограждением, которое помогает вычленить самостоятельную объемную композицию, скомпонованную по своим принципам, из окружающего пространства.

      Читайте также:  Поломки пластиковых окон: наиболее частые причины

      Разберем несколько возможных вариантов. Плоскость породила объем. Он как бы вышел из нее, и в объеме должна пропитаться эта идея, идея «земли». Или объем словно опустился на плоскость извне, он рожден не ею, а привнесен. В данном случае пластическая тема объема главенствует. Она может как бы перетечь на плоскость, тем самым подчинив ее себе. Но количество необходимой плоскости, способной удержать объем, его пластическую тему, нужно каждый раз искать заново, в зависимости от решения. Постамент в объемной композиции может выполнять различную роль: продолжать решение объема, придавая ему еще большую значимость (памятник Юрию Долгорукому в Москве), служить «мостом» между объемом и плоскостью, выражать идею «земли», развивая ее и подводя к объему. Бывают и другие варианты, например: объем на воде, объем в воздушном пространстве. Разрешения этих композиционных конфликтов можно добиться, работая над формой, ее пластическим решением, над цветовыми характеристиками, фактурами, освещением.

      А. Экстер. Эскиз костюма к спектаклю «Дама-призрак». 1924

      Работа с цветом в объемной композиции значительно отличается от работы на плоскости. Здесь очень ваясно учитывать не только физическое и психологическое воздействие цвета на зрителя, но и работу цвета на объеме. Мы уже знаем, что цвета бывают выступающими и отступающими, тяжелыми и легкими – все это необходимо учитывать в работе над объемной композицией. Иначе может произойти следующее: пластически вы создали выпуклость на объеме, но за счет окраски в черный или холодный цвет по отношению к очень светлому или теплому объему вы зрительно «вдавили» выступающую часть, а не выявили. Или наоборот: образовалось углубление или даже отверстие, так как вы обработали его светлым или активным цветом вроде желтого или оранжевого. По отношению к темному и холодному решению объема такой акцент, если он вам и нуясен, обесценит богатую по пластике форму Стало быть, применяя такое средство выражения художественного образа, как цвет, необходимо учитывать его свойства и сохранять цельность восприятия пластического решения.

      Во многих произведениях объемной композиции применение цвета незначительно или вообще отсутствует. Здесь главенствует фактура как средство выражения художественного образа. Сам способ существования формы и изготовления объема обусловливает фактуру. Материал, будь то дерево, металл, камень, керамика или что-либо другое, должен налоясить свой отпечаток на трактовку формы, соответствуя собственной пластике, выявляя способ изготовления. Такой материал, как дерево, сразу дающий теплый, интимный образ, подбирают по структуре, стараются выявить текстуру древесины, подвергая ее всевозможной обработке. Тут и крупная выборка долотом, и округлые борозды от стамесок, и более мелкие от резцов, а такясе различная полировка, тонирование, вощение. Все это необходимо для выявления фактуры материала. Вспомним скульптуры С. Коненкова. Сравните образы, выполненные им в мраморе, металле и дереве. Какая огромная разница! Как каждая фактура и способ обработки материала помогали мастеру раскрыть тот или иной образ! Обратите внимание, что наиболее значительные произведения искусства, шедевры всегда отличает соответствие фактуры и цветового решения пластике формы. Одновременное применение фактуры и цвета требует тщательной продуманности первостепенной роли того или иного средства. Предпочтение должно быть отдано тому из них, которое полнее выражает художественный образ произведения, а также может наиболее интересно выявить пластическое решение. При сочетании нескольких фактур нуясно поступить так же, то есть отдать предпочтение наиболее выразительной. Но обилие применения различных материалов, тем более в равных количествах и одинаковых качествах, несет за собою потерю выразительности, неожиданности, интриги, контраста, что так важно в любом произведении искусства. Необходимо почувствовать красоту фактур, стараться увидеть их не только в музеях, непосредственно общаясь с шедеврами искусства, но и в окруясающем мире. Это зеркало воды, зелень листвы и травы. Это серебристая древесина сруба и пористость камня. Это полированный металл и блеск стекла…

      Самовар «Ренессанс». Конец XIX – начало XX в.

      Воспитать в себе чувство такта в работе с материалом можно двумя способами. Первый основан на изучении произведений искусства, а второй – на непосредственном выполнении объемных композиций в материале. Только выполнение их в натуральную величину может дать ответ на вопрос – состоялось ваше произведение или нет. Масштабное макетирование, то есть создание композиций в уменьшенном виде, не позволяет полностью проверить правильность применения фактур и цвета, хотя в работе над формой это незаменимый способ творческого мышления.

      Теперь можно перейти к самому главному средству выражения – форме. Именно форма в объемной композиции определяет все. В отличие от пятна воздействие объемной формы гораздо сильнее и ощутимее, так как в данном случае подключается еще и ее масса. Все те психофизические, эмоциональные воздействия, которые рассматривались выше, когда речь шла о пятне, остаются в силе, однако они умножаются на массу. Так, квадрат менее значим, чем куб. Треугольник в положении вершиной вниз неустойчив, но его неустойчивость ощущается гораздо меньше по сравнению с пирамидой в таком же положении. А если объем пирамиды будет во много раз превышать размеры человека, то ощущение неустойчивости выразится настолько ярко, что начнет превышать возможный уровень спокойного восприятия этой формы. Создается ситуация ярко выраженного дискомфорта.

      Кабинет во дворце Меншикова. XVII в.

      Поэтому очень важно правильно найти размер объемной композиции, соотношение к человеку, пространству, то есть масштабность произведения. Соразмерности молено добиться путем пропорционирования, расчленения большого объема, сохраняя цельность восприятия формы, введением мелких деталей, снижающих противостояние человека и объема. И наоборот, обобщением, укрупнением пластической темы очень мелкого объема можно приблизить его восприятие к наиболее удобным для современного человека размерам. Дело в том, что отношение к размерам, создающим наибольший комфорт для человека, по всей видимости, меняется. Если огромные объемные композиции, относящиеся к определенным стилям, эпохам или идеям, подавляли человека своей массой, низводя его до уровня муравья, то в настоящий момент приоритет завоевывает человек. Появляется демократизм в размерах архитектурных сооружений, мебели, одежды, домашней утвари и т. д. Проблема масштаба – одна из центральных в создании объемной композиции. Но на восприятие формы объема большое влияние оказывает не только масштаб, но и соотношение этих размеров, а также деталей и целого объема, то есть пропорции. Кроме того, очень важно соотношение объема и того пространства, в котором он находится, иначе говоря, система пропорций.

      В объемной композиции, как и в любой другой, действуют те же законы и закономерности, используются те же средства для создания гармоничной композиции. Так, закон равновесия, необходимое условие существования любой композиции, имеет особое значение. Это связано с тем, что в объемной композиции нагляднее, весомее, ощутимее выражается неуравновешенность всего объема или отдельных его частей. В связи с необходимостью кругового обзора объемной формы нужно добиваться ее равновесия со всех сторон. Для этого существуют различные приемы. Например, чтобы утяжелить какую-то часть объема, можно укрупнить ее по форме, изменить степень проработки, активно развить движение в утяжеляемую часть, применить более грубую фактуру (матовую, шершавую) и степень ее обработки, задействовать более тяжелый по ощущению материал, более темный цвет. Попробуйте использовать направленное освещение, чтобы в этой части образовались глубокие тени, или облегчить противоположную часть объема. При создании уравновешенной объемной композиции обязательным условием является композиционное единство. Оно выражается единством пластической темы, формы, цвета, фактуры, цельности художественного образа и т. д. Другие необходимые условия – соподчинение частей и целого (художественный образ диктует пластическую тему, та в свою очередь форму, а форма – цвет и фактуру), соответствие приемов и средств главной задаче – созданию художественного образа произведения. Для решения этой задачи художником выбираются соответствующие средства: контраст или нюанс, ритмичный строй для организации мощного движения или же просто форма и фактура.

      Творческая работа ведется в двух направлениях. Первое заключается в выполнении модели или макета. Если позволяет размер, лучше выполнить макет в натуральную величину, если нет, применяют масштаб как проектное средство. Он должен быть удобен для работы и помогать выражению художественной идеи. Существуют следующие масштабы: 1:1, 1:2, 1:2,5, 1:4, 1:5, 1:10, 1:15, 1:20, 1:25, 1:40, 1:50 и т. д. Материалы для изготовления макета применяются самые разные: глина, пластилин, воск, формопласт, пенопласт, бумага, картон, оргстекло и др.

      Второе направление работы – рисование. Здесь могут использоваться любые графические техники, позволяющие выявить характерные особенности формы, ее пластический замысел, раскрыть художественный образ. Зарисовки лучше делать с разных углов зрения. Таким образом, ведется поиск масштаба объема, его пропорций, продумывается способ изготовления, материал. Если объем нужно вкомпоновать в определенное пространство, то, рисуя его, проверьте возможность вашего предложения по решению объемной композиции в данной ситуации.

      Для выполнения практических заданий вам потребуются бумага, картон, клей ПВА, скульптурный пластилин или глина, пенопласт, различные нитки и шнуры, цветная бумага, металлическая фольга и другая фактура. А также различные инструменты и приспособления: хороший режущий инструмент типа ножа, ножницы, пинцет для работы с мелкими деталями, зажим, применяемый в фотоделе или бельевые прищепки для удерживания склеиваемых поверхностей, шприц с клеем ПВА, металлические линейки, всевозможные спицы, проволочки, стеки и т. д.

      Занимаясь изготовлением небольших макетов (15 х 20 см), вы должны проявить изобретательность, творчески отнестись к исполнительской части работы, тщательно проработать детали, Работа ведется в два этапа. Первый состоит в поисках пластического решения и самой композиционной идеи. Они ведутся в так называемом рабочем макете, который представляет особый ряд объемных эскизов – в пластилине или бумаге, кому как удобнее. Следующий этап представляет собой чистовой макет, где уже воплощено решение, подобраны материалы для наиболее полного раскрытия пластической и образной темы.

      Выполняя эти упражнения, не забывайте о решении таких постоянных творческих задач, как уравновешивание и соподчинение частей и целого произведения, соблюдение композиционного единства, применение различных приемов и средств для выражения одной художественной задачи. Каждый раз, создавая объемную композицию, продумайте, где и как она будет находиться (стоять, лежать или висеть). Исходя из этого, вы решите, плоскость какой конфигурации, пластики и размера вам понадобится.

      А теперь возьмите в руки кусок пластилина, сомните его. Для того чтобы рассмотреть, что получилось, вы повернете его несколько раз в руках. Точно так же, выполняя эти упражнения, вы должны поворачивать композиции, как бы обходя вокруг.

      Склейте два кубика размером 10 х 10 х 10 см. Положите каждый из них на лист бумаги необходимого размера. Попробуйте мысленно убрать освещение. Пропадут тени и эффект объемной формы. Подумайте, какие изобразительные средства можно применить для выявления объема? Реализуйте свои мысли в макете.

      Оцените статью
      Добавить комментарий