Как пользоваться определителем растений

HAШA PEKЛAMA:
500 советских радиоспектаклей в MP3 на 9-ти DVD

СОДЕРЖАНИЕ

Для преподавателя 3
Как пользоваться определителем 5
Пример определения растения 6
Таблица для определения семейств 9
Семейство Злаковые (Gramtneae) 17
» Осоковые (Сурегасеае) 39
» Лилейные (Liliaieae) 49
» Гвоздичные (Caryophyllaceae) 58
» Лютиковые (Ranunculaceae) 73
» Крестоцветные (Crucilerae) 89
» Розоцветные (Rosaieae) 105
» Мотыльковые (Papilionaceae) 121
» Зонтичные (Umbelliterae) 141
» Первоцветные (Prmulaceae) 150
» Губоцветные (Labiatae) 158
» Пасленовые (Sotanaceae) 172
» Норичниковые (Scrophulariaceae) 178
» Сложноцветные (Compositae) 192
Таблицы для определения деревьев и кустарников по листьям
1. Таблица для определения лиственных пород 221
2. Таблица для определения хвойных пород 239
Таблица для определения комнатных растений 244
Алфавитный указатель русских названий растений 276
Алфавитный указатель названий комнатных растений 285
Общий алфавитный указатель латинских названий растений 287

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Перестроенная на основе мичуринского учения программа по биологии в средней школе поставила перед школьным курсом ботаники ряд новых задач, осушествление которых связано с изучением растений в природе, в естественной среде их обитания. Возникла необходимость проведения внеклассных занятий в уголке живой природы и на пришкольном участке, экскурсий в природу, а также организации летних самостоятельных наблюдений в природе юных натуралистов, юных краеведов и т. п.
Занятия по ботанике в природе требуют от учащихся уменья анализировать и определять растения. Чтобы обучить учащихся самостоятельно определять растения, нужны соответствующие пособия.
Данный школьный определитель является учебным определителем. Его задачи: 1) закрепить, уточнить и расширить знания учащихся, полученные при изучении курса ботаники, 2) дать элементарные навыки определения растений и тем самым подготовить учащихся к самостоятельному пользованию обычными определителями.
Для осуществления указанных задач наличие в определителе большого количества видов и семейств необязательно, так как обилие материала будет лишь затруднять работу учащихся. Поэтому авторы сознательно ограничили содержание определителя 14 наиболее распространенными семействами.
Для конкретизации понятий семейства, рода и вида в определителе даны: таблицы для определений семейств, родов и видов, краткие характеристики семейств, наиболее крупных родов и описание отдельных видов.
В пределах семейства даны не все роды и виды: взяты лишь те, которые чаще всего встречаются в нечерноземной полосе европейской части СССР. При выборе видов авторы исходили из желания дать наиболее распространенные и нетрудные для определения.
Так как систематика цветковых растений изучается в VI классе осенью, в определителе указано большое число цветущих осенью растений, что позволит преподавателю использовать их для учебной работы в живом состоянии. По этой причине в определитель внесены и некоторые виды декоративных растений.
Для облегчения пользования и таблицы, и описания отдельных видов упрощены. Мелкие и мало существенные признаки исключены. Боясь загромоздить память учащихся излишней терминологией и тем самым отпугнуть их от занятий по определению растений, мы оставили только наиболее характерные и существенные признаки, без которых невозможно определить тот или иной вид. В тех же целях определитель снабжен большим количеством иллюстраций не только различных видов растений, но и отдельных частей их (типов соцветий и т. п.).
В определитель включены таблицы для определения по листьям наиболее распространенных деревьев и кустарников как дикорастущих, так и декоративных; этим дается возможность использования для занятий по определению самого доступного древесно-кустарникового материала. Вместе с тем, использование древесных — лиственных и хвойных — растений значительно продлит период проведения такого рода учебных занятий на живом материале, внося одновременно и некоторое разнообразие в характер самих занятий.
В соответствии с пожеланиями многих учителей настоящее 3-е издание «Школьного определителя растений» дополнено таблицей для определения комнатных и аквариумных растений, часто встречающихся в школьных кабинетах естествознания и уголках живой природы, с отдельным указателем этих растений. Кроме того, дается общий алфавитный указатель латинских названий растений.
Необходимо указать на особенность использования данного определителя, преследующего учебные цели. Авторы считают, что он принесет максимальную пользу в том случае, если определение растений по нему учащимися будет происходить под постоянным руководством преподавателя. Это руководство должно выражаться прежде всего в умелом подборе растений для определений (и именно тех, которые указаны в определителе), а также в систематической помощи во время самого определения, где бы оно ни производилось — на уроках, в уголке природы или во время учебной экскурсии.
Авторы

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОПРЕДЕЛИТЕЛЕМ
Определить растение — значит узнать, к какому семейству, роду и виду оно относится. Для определения необходимо иметь перед собой растение целиком, т. е. с корнем и другими подземными органами, стеблем, низовыми и верховыми листьями, цветками и плодами.
Сначала определяется семейство, к которому относится данное растение; для этого дана таблица определения семейств. Найдя семейство, определяют род по таблице определения родов, которая дается после описания семейства. Если в данном роде указывается только один вид, то после названия рода сразу дается указание для перехода к названию и описанию вида. Если же в данном роде указано несколько видов, то по таблице определения видов отыскивается вид, к которому относится определяемое растение. Следовательно, путь определения таков: от семейства — к роду, от рода — к виду.
В таблице определения семейств перед текстом слева стоят жирные цифры 1, 2, 3 … и между этими цифрами значки 0. Следует внимательно прочитать признаки растения за цифрой 1 и другие признаки за следующим значком 0. Сравнивая те и другие признаки с признаками определяемого растения, следует решить, какое описание признаков совпадает с признаками взятого растения. Если совпадут признаки за цифрой 1, то надо перейти к той цифре таблицы, которая указана за этими признаками (в таблице определения семейств это будет цифра 2); если совпадут признаки за значком 0, то переходят к той цифре, которая указана за этим описанием (в таблице определения семейств это будет цифра 3).
Перейдя, таким образом, к новой цифре таблицы, следует так же внимательно прочитать признаки за цифрой и за соответствующим значком 0 и тщательно сравнить эти описания с определяемым растением; затем переходить
к следующей цифре таблицы, смотря по тому, какое описание совпадает с признаками растения.
Сравнивая описания в таблице с признаками растения и переходя от цифры к цифре по указаниям таблицы, приходят в конце концов к названию семейства. Вместе с названием семейства дано указание, на какой странице приводится описание семейства, которое следует прочесть полностью, чтобы иметь представление о всем семействе и, вместе с тем, проверить по этому описанию правильность определения семейства. Если обнаружится ошибка, следует вернуться обратно к таблице определения семейств и проверить определение. Чаще всего ошибка происходит от невнимательного чтения описания признаков или цифр.
За описанием семейства дается таблица определения родов этого семейства. Чтобы определить род, следует таким же образом сравнивать признаки за каждой цифрой и за значком 0 с признаками определяемого растения; после названия рода дается указание на номер, под которым описываются виды этого рода. Если видов в этом роде несколько, то таким же путем определяют вид. Род и вид проверяются по краткому описанию. Описание вида служит такой же проверкой определения, как ответ в математических задачниках: если все признаки совпадают, значит, определение произведено правильно. В описании видов даются, кроме признаков, краткие сведения о данном виде (о его местообитании, распространении, хозяйственном значении и т. п.).

Читайте также:  Преимущества и недостатки разных подъёмников

Пример определения растения
Возьмем для примера одно из самых распространенных растений — лютик едкий и проверим на нем способ определения.
Откроем таблицу определения семейств — стр. 7. Прочитаем признаки за цифрой 1 и за значком 0. Сравнивая эти признаки с признаками лютика, находим, что его признаки подходят под описание за значком 0. Значит, лютик относится к двудольным растениям. По указанию в конце описания признаков переходим к цифре 4. Так как у лютика соцветие не корзинка и не зонтик, то он относится к группе растений с признаками за значком 0; дальше дается указание на цифру 5. Цифра 5 — тычинок больше десяти, переходим к цифре 6. Цифра 6 — листья без прилистников и пр. — получаем название семейства лютиковых С указанием страницы.
Отыскиваем на указанной странице описание и характеристику семейства лютиковых; читаем и сравниваем эти признаки с признаками лютика. Противоречий или расхождений не встречается. Значит, семейство определено правильно.
Переходим к определению рода. Находим таблицу определения родов лютиковых непосредственно за описанием семейства лютиковых.
1 — цветки правильные; значок 0 — цветки неправильные.
Сравнивая признаки, переходим к цифре 2.
2 — околоцветник простой; значок 0 — околоцветник двойной 7.
Продолжая таким же образом сравнивать признаки,
находим:
7 — значок 0 — стебель с листьями … 8
8 — » 0 — цветки желтые … 10
10 — » 0 — чашелистиков больше 3 … 11
11 — » 0 — чашелистиков 5 — род лютик, стр. 82
Читаем краткое описание рода лютик, находим определение рода правильным и переходим к определению вида (таблица здесь же).
1 — цветки белые или значок 0 — цветки желтые.
Переходим к цифре 2 и продолжаем сравнение признаков:
2 — значок 0 — листья глубокорассеченные … 4
4 — » 0 — все листья рассеченные … 5
5 — » 0 — стебель прямостоячий … 7
7 — » 0 — цветоложе коническое, высота его не больше ширины — получаем название вида — лютик едкий (с рисунком).
Читая описание лютика едкого (сразу после названия), устанавливаем, что расхождения в признаках растения с его описанием не имеется. Следовательно, наше растение относится к виду — лютик едкий.
Каждое видовое название растения состоит из двух слов: первое — существительное — является названием рода, второе — прилагательное, реже существительное, — вместе с первым (родовым названием) составляет название вида.
Например, ветреница — название рода, ветреница дубравная — название вида. Такое обозначение заимствовано из обычного способа названия предметов, например, стол — название родовое, стол письменный, стол классный, стол кухонный и т. п. будут названия видовые.
Так как русские названия растений не вполне еще установлены, иногда даже запутаны, то в научной литературе растениям даются названия латинские (в нашем определителе они даны в скобках после русских названий). Научные латинские названия одинаковы для всех стран. Народными же названиями пользоваться при определении невозможно, так как они имеют местное значение и нередко одним названием обозначаются самые различные растения (например «жито» — это и рожь, и ячмень).
После каждого латинского видового названия стоит сокращенная фамилия автора, который описал и дал название этому виду. Например: Scop. (Scopoli), D. С. (De Candolle), L. (Linne) и др. Разновидность (вариация) обозначается знаком v. или var. (varietas).

КАК РАБОТАТЬ С ОПРЕДЕЛИТЕЛЕМ РАСТЕНИЙ

Научное название каждого вида растений состоит из наименования рода и видового эпитета, например ландыш майскийConvallaria majalis. Родственные роды объединяются в семейства. В связи с этим определение растения представляет собой обычно трехступенчатый процесс: сначала нужно установить название семейства, к которому относится определяемое растение, потом название рода, затем вида.

Читайте также:  Выкройки шапок для бани своими руками

Все определительные таблицы — ключи, как для определения семейства, так и родов каждого семейства, построены по дихотомическому принципу, принятому в большинстве российских ботанических определителей, возьмём за пример популярный атлас-определитель дикорастущих растений. Этот принцип основан на сравнении признаков рассматриваемых альтернативно (взаимоисключающе), поэтому каждая ступень определительной таблицы-ключа содержит тезу (набор определительных признаков) и антитезу (набор признаков прямо противоположного значения). Тезы имеют порядковый номер, антитезы набраны с новой строки и начинают знаком тире. Цифра в конце каждой тезы или антитезы обозначает номер ступени, к которой следует обращаться для дальнейшего определения.

Определяющий должен внимательно прочитать тезу и антитезу и решить, к тезе или антитезе подходят признаки определяемого растения. От этого зависит переход к следующей ступни, номер которой указан в конце строки. Очень важно тщательно рассмотреть и установить признаки, по которым расходятся теза и антитеза. Успех определения в значительной мере зависит именно то этого. Растения можно определять непосредственно в природной обстановке и по гербарию. Живое растение определять легче, так как детали строение и особенно окраска цветков других органов видны лучше. Для рассмотрения мелких деталей почти всегда приходится прибегать к помощи простейшей увеличительной оптики (различным ручным и штативным лупам). Сухие цветки иногда нужно «разваривать», т.е. размачивать в тёплой воде, пока они не расправятся.

Предположим, перед вами многолетнее травянистое лесное растение. У него тройчатые листья. Цветок состоит из 5 свободных чашелистиков, 5 белых лепестков, многочисленных тычинок и пестиков, расположенных на выпуклом сочном цветоложе; кроме чашечки, выражено подчашие. В первой же ступени таблицы для определения семейств выбираем не тезу («Деревья, кустарники…»), а антитезу («Травы…»). Она отсылает нас к ступени 34. Читаем ступень 34, в скобках после номера ступени стоит номер ступени, от которой сделала отсылка (в данном случае 1). Предлагается выбор: теза — «Растения споровые…» и антитеза — «Растения цветковые…». Наше растение с цветками, поэтому нам подходит антитеза. В конце антитезы стоит номер следующей ступени – 40. Точно так же, анализируя признаки определяемого растения и сравнивая показатели тезы и антитезы, идём далее по ступеням: 40-81-86-101-106-107-108-110- и наконец, финишируем на тезе 111: «Листья с прилистниками, очередные. Тычинки (и лепестки, если они есть) обычно прикрепляются у основания чашелистиков к верхнему краю расширенного плоского, блюдцевидного или чашеобразного гипантия на некотором расстоянии от места прикрепления пестика. Чашечка с подчашием. Цветки обычно обоеполые, реже однополые.- Семейство Розоцветные.

Таким образом, мы установили, что интересующее нас растение относится к семейству розоцветных. Теперь нужно узнать название рода. В конечной ступени таблицы для определения семейств, к которой мы пришли, читаем, что описание розоцветных помещено на с. 219. Открываем книгу на указанной странице и видим, что здесь приведена некоторая информация о родовом и видовом составе семейства в мировом масштабе, важнейших морфологических особенностях растений, составляющих семейство, дан ключ для определения родов этого семейства. Начинаем определять род растения по дихотомической таблице – ключу. Если в семействе всего один род, а таких случаев немало, или в случае резкого отличия какого – либо рода от других, его название устанавливается сразу при определении семейства. Принцип построения таблиц для определения родов тот же, что и для определения семейств.

Определения нашего образца начинаем с первой ступени, предварительно ознакомившись с указанием, на то, что надо особое внимание при определении родов розоцветных. Подобные указания предвидены для многих, преимущественно крупных семейств перед таблицами для определения родов. «Технология» определения родов та же, что и описание выше определение семейств.

Определитель позволяет установить для самых распространённых растений и видовые названия. Для этого следует воспользоваться цветными изображениями, номера которых приведены справа на строке рядом с названием вида. Нужно внимательно сличить определяемое растение с имеющимися в определителе рисунками растений, относящихся к данному роду. Установив сходство, получим точное видовое название растения.

Если определяемое растение отличается от изображённых в книге, придется ограничиться родовым названием.

Помните о том, что в определителях таблицы для определения семейств и родов составлены таким образом, чтобы не возникло необходимости срывать растение или вырывать его с корнем. Определение построено главным образом на сравнении признаков надземной части растений.

Источник: Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения / В.С.Новиков, И.А.Губанов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008; с.6 – 7.

Определить растение – значит установить, к какому виду оно относится. Название вида состоит из двух латинских слов (бинарная номенклатура К. Линнея), первое из которых обозначает род, второе вместе с первым – вид. Название рода пишется с заглавной, а видовой эпитет – с прописной буквы. После названия вида принято указывать фамилию автора, впервые описавшего данный вид. Часто у одного и того же вида существует несколько различных названий (синонимов), в этом случае наиболее употребимые синонимы приводятся в скобках.

Определение растения состоит из трех последовательных этапов: сначала определяют семейство (см. Таблицу для определения семейств, с. 7 «Определителя сосудистых растений…»), к которому данное растений относится, потом, двигаясь по ключу соответствующего семейства, определяют род и, наконец, вид.

Определитель составлен по дихотомическому принципу – в каждой ступени определения есть две части. Первая часть – «теза» (утверждение) помечена порядковым номером, вторая часть – «антитеза» (отрицание) помечена знаком минус. В тезе и антитезе содержатся признаки, противоположные друг другу.

Рядом с цифрой номера ступени может быть в скобках указан номер предыдущей ступени определения, что дает возможность при необходимости вернуться и проверить правильность определения.

Читайте также:  Крепление труб на подвесах

Каждую тезу в любой ступени обязательно надо читать ДО КОНЦА и только в том случае, если теза не подходит, переходить к чтению антитезы.

Рядом с названием семейства в ключе для определения семейств указан номер страницы, на которой расположен ключ для определения родов этого семейства.

В ключе для определения рода перед названием рода приводится цифра, обозначающая порядковый номер рода в пределах семейства. Например, для того чтобы перейти к определению вида внутри этого рода, необходимо найти соответствующий номер рода после ключа для определения родов.

Пример определения яснотки белой:

Открываем определитель на странице 7.

Читаем тезу ступени 1: «Деревянистые растения: деревья, кустарники, кустарнички или древовидные лианы – надземный стебель древеснеющий (по крайней мере в нижней части), одетый коркой, живет несколько или много лет……………………………………………………………………………………2»

Теза не соответствует наблюдаемым признакам растения, поэтому переходим к чтению антитезы:

Антитеза удовлетворяет наблюдаемым признакам, поэтому переходим к чтению ступени 38 на странице 16. Рядом с номером ступени стоит цифра 1 в скобках, которая указывает на совершенный переход с пункта 1.

Читаем тезу ступени 38: «Растения, совершенно лишенные хлорофилла (почти белые, желтоватые, розовые и т.п.), без листьев или с чешуевидными либо мясисто утолщенными листьями, паразитирующие на корнях или надземных органах других растений (паразиты) или питающиеся за счет органических остатков (сапрофиты)…………………………………….……….39»

Теза не удовлетворяет признакам растения, поэтому переходим к чтению антитезы:

« — Растения, содержащие хлорофилл, с окрашенными в зеленый цвет листьями и обычно так же стеблем………………………………………….…..43»

Антитеза удовлетворяет наблюдаемым признакам, поэтому переходим к чтению ступени 43 на странице 17 и т.д.

При этом в тетради должны появиться пометки, содержащие номер ступени и краткое описание основного характеристического признака, по которому был сделан переход:

1 – растение травянистое

38 – содержит хлорофилл

43 – наземное и т.д.

Определение считается законченным, когда известен ВИД растения.

Лабораторные работы №4-8

Определение растений класса Двудольные

Цель работы: изучить особенности вегетативных и генеративных органов растений основных семейств двудольных растений, познакомиться с типичными видами, характерными для средней полосы России.

Необходимые материалы и оборудование: лупы, препаровальные иглы, скальпели, живой демонстрационный материал, гербарные образцы.

Задания:

1. Рассмотреть гербарные образцы и живые растения, предложенные для определения. Составить характеристику вегетативных органов по плану морфологического описания.

2. Зарисовать цветущее растение.

3. Зарисовать цветок и составить его формулу.

4. Определить растение, кратко записывая путь определения.

Семейство Лютиковые – Ranunculaceae

Краткое описание семейства

Видовое разнообразие.Семейство насчитывает около 2000 видов и 50 родов. На территории России встречаются 400 видов и 40 родов.

Географическое распространение. Преимущественно в прохладных и влажных областях Северного полушария на разнообразных лугах, болотах, в лесах.

Жизненные формы. Преобладают многолетние травянистые растения, реже встречаются однолетники и полукустарники, водные растения (водный лютик), небольшие лианы с одревесневшим стеблем (клематис).

Особенности вегетативных органов.Листья простые или сложные, часто перисто- или пальчато-рассеченные, без прилистников, листорасположение очередное или супротивное.

Особенности генеративных органов.

Цветки:

1) актиноморфные (лютик — Ranunculus) и зигоморфные (борец — Aconitum), обоеполые;

2) околоцветник простой (калужница — Caltha) или двойной (Ranunculus), с постоянным или неопределенным количеством листочков околоцветника;

Есть виды с цветками, все части которых расположены по спирали (купальница (Trollius) — спиральные цветки), и есть виды с круговым размещением околоцветника и спиральным — андроцея и гинецея (Ranunculus — гемициклические цветки), и виды, у которых все части цветка расположены по кругам (водосбор (Aquilegia) — циклические цветки).

3) венчик – обычно желтый, белый или синий – яркий и привлекательный для опылителей. Некоторые виды (например, в роде василисник — Thalictrum) опыляются ветром;

4) андроцей – неопределённое число тычинок, расположенных спирально. У водосбора тычинки расположены кругами;

5) гинецейапокарпный, плодолистики (пестики) расположены по спирали, их число, как правило, неопределённое. Реже плодолистиков 3 (Aconitum) или даже 1 (воронец – Actaea). Завязь верхняя.

Формула цветка:

Лютиковые преимущественно энтомофильны, причем виды с зигоморфными цветками (Aconitum, живокость – Delphinium, консолида – Consolida) опыляются насекомыми с длинными хоботками (например, шмелями). Реже встречаются анемофильные виды (род Thalictrum).

Плод — многоорешек, многолистовка, сочная однолистовка. Переносятся на шкуре животных, встречается эндозоохория (проходят через пищеварительную систему, не теряя всхожесть). У некоторых растений плоды разносятся ветром (анемохория).

Представители. Среди лютиковых, встречающихся на территории Московской и сопредельных областей, есть эфемероиды (ветреница лютиковая (Anemone ranunculoides), ветреница дубравная (A. nemorosa), чистяк весенний (Ficaria verna) – многолетние травянистые поликарпические растения, ежегодняя вегетация которых продолжается не более 1,5-2 месяцев. Большую часть года эти растения проводят в состоянии покоя в виде корневищ или клубней.

Большинство лютиковых ядовито в связи с накоплением ядовитых алкалоидов. Есть декоративные красивоцветущие растения: ломонос (Clematis), Aquilegia, Delphinium, Consolida, Trollius и др.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector