разработка техдокументации — аванпроекты, НИР, ОКР — СРПП (ВТ), ЕСКД, ЕСПД, КСАС
Этикетка (ЭТ) по ГОСТ 2.601-95
В зависимости от особенностей изделия и его использования в ЭТ допускается включать и другие дополнительные сведения, например, сведения о качестве изделия, его упаковке.
Построение и изложение разделов ЭТ аналогично построению и изложению одноименных разделов ФО и ПС. Порядок расположения разделов ЭТ при необходимости может быть изменен [из п. 5.5.1 ГОСТ 2.601-95]
Пример оформления первой страницы ЭТ приведен на рисунке 7.
[из п. 5.5.2 ГОСТ 2.601-95]
В ЭТ на партию изделий указывают номер партии и заводские номера изделий, входящих в партию.
В ЭТ на изделие, входящее в составную часть, ниже заводского номера должно быть указано в скобках «(см. паспорт на _ № _)»
Этикетка (иначе имеет название ярлык) — это текстовый или графический знак, выполненный в виде наклейки, талона или бирки на любой продукт производства или выставочный экспонат. В общем случае на ней указывается название товара или изделия, торговая марки изготовителя, дата производства, срок годности продукта и другая важная для потребителя информация.
Кроме информационного назначения для потребителя она несет с собой еще ряд важных функций:
- может являться средством упаковки или укупорки товара;
- является средством идентификации продукции;
- является средством продвижения товара на рынке (этикетка может сделать непопулярный без ее наличия товар конкурентным и наоборот);
- может явиться средством фальсификации продукции.
В связи с последним свойством, в настоящее время существует множество различных видов:
- сложными или многослойными (этикетки-книжки);
- самоклеющимися, как на бумажной основе, так и полимерные этикетки – в настоящее время самые востребованные;
- стикерами (это самоклеющиеся этикетки, применяемые в рекламе для метро, выставочных павильонов и прочих объектов);
- термоэтикетками;
- термоусадочными и прочими.
Требования к этикетке
В РФ является действующим ряд законов и нормативов, которые устанавливают требованиям в целом, к информации, к оформлению, а также требования к этикеткам на товары, относящиеся к тому или иному классу продукций. В качестве обязательных для исполнения приняты следующие законодательные и нормативные документы:
- ФЗ РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года;
- Постановление Правительства РФ № 1575 от 27 декабря1996 г. О наличии обязательной информации на русском языке на этикетках товаров, импортируемых из-за рубежа в РФ;
- ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 года;
- ГОСТ Р 51074-2003, содержащий нормативные требования к этикеткам пищевых продуктов;
- ФЗ № 184 «О техническом регулировании» от 27 декабря2002 густанавливает требования маркировки знаком обращения на рынке или знаком соответствия в зависимости от системы сертификации, где происходило подтверждение соответствия товаров исполнению российских нормативов на продукцию;
- Приказ Минздрава РФ № 206 от 16 мая 2003г. об указании на этикетке лекарственных средств,изготовленных в аптеке, способа использования;
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 15426-1-2002 применяется для продукции, имеющей штриховое кодирование на этикетке и другие документы.
Общие требования сформулированы в законе «О защите прав потребителей». Этикетка должна исполнять требования к оформлению и информации, а также включать следующие сведения:
- об основных потребительских свойствах продукции;
- гарантийный срок или срок допустимого использования, если они установлены;
- дату выпуска изделия;
- правила и условия безопасного и эффективного применения товаров;
- фирменное наименование производителя, продавца и исполнителя, их место нахождения;
- лицо (и его место нахождения место нахождения), уполномоченное производителем на принятие претензий от потребителей товаров или других участников рынка.
Требования к этикетке на товаре, относящемся к пищевым продуктам
Такие требования в РФ наиболее суровые, что соответствует необходимости защиты потребителя от злоупотреблений производителей продуктов . С целью унификации множественных регламентирующих и законодательных документов касательно пищевых продуктов и требования к информации на этикетке был разработан ГОСТ Р 51074-2003.
Он позволяет в значительной степени защищать потребительский рынок России от проникновения некачественных товаров. При этом содержит следующие требования к этикеткам на товаре:
- информация о продуктах питания (российских и импортных) должна быть, в том числе, на русском языке;
- должно быть указано наименование продукта;
- состав продукта;
- его пищевая ценность;
- изготовитель продукта;
- страна изготовления продута (или страна происхождения);
- товарный знак производителя;
- масса нетто, объем или количество продукта;
- условия хранения;
- срок годности продукта;
- обозначение государственного стандарта или стандарта предприятия (Технических условий для российских изготовителей) либо другого нормативного документа, в соответствии с которым произведен продукт;
- информация об обязательной и добровольной сертификации (в форме графического изображения, установленного законодательством, либо в форме текста).
Требования к этикетке на товаре пищевого назначения предусматривают обязательность указания информации об использовании при их приготовлении или о содержании следующих веществ:
- биологически активных добавок к пище;
- ароматизаторов;
- пищевых красителях;
- улучшителях вкуса;
- пищевых продуктов нетрадиционного состава;
- продуктов с включением несвойственных им компонентов белковой природы;
- о наличии генетически модифицированных веществ или компонент.
Технические регламенты РФ также содержат требования, относящиеся к этикеткам конкретных групп товаров и об идентификации продукции в зависимости от ее состава. Так , например, технический регламент позволил разделить молочную продукцию на российском продовольственном рынке на именно молочные изделия и молоко содержащие изделия. Также данный регламентирующий документ обязал указывать на этикетке о наличии сухого молока в продукте.
Этикетка при сертификации
В любой обязательной или добровольной системе оценки соответствия наряду с самой продукцией подлежит подтверждению исполнения требований того нормативного документа, которым регулируется выпуск продукции.
При этом должны исполняться все требования к этикетке на товаре, требования к оформлению этикетки, требования к информации на этикетке.
Специалисты анализируют, в том числе, содержание информации на этикетке. Она не должна противоречить другим документам, предоставленным в орган сертификации в качестве доказательной базы. Информация должна быть достаточной и не вводить в заблуждение потребителя. Более того, она должна соответствовать фактическим показателям продукта, если данная информация указывается на этикетке.
Подтверждение соответствия этикетки при сертификации точно такое же равноправное действие, как и идентификация самого продукта оценки соответствия. Если она не проходит процедуру подтверждения соответствия, то такая продукция не может получить положительное заключение и соответствующий разрешительный документ подтверждения.
Этикетка после сертификации может (и обязана в случае подтверждения соответствия товара в обязательной системе оценки соответствия) подвергнуться изменениям. Т.к. наличие сертификата соответствия или декларации о соответствии дает право (и обязывает) производителя маркировать продукцию путем проставления соответствующего знака (знака обращения на рынке или знака соответствия) на этикетке, эксплуатационной и сопроводительной документации.
Этикетка — полиграфическая продукция, которая содержит необходимые сведения о товаре или продукте. Информация указывается в текстовом или в графическом виде и выглядит как наклейка или бирка. Этикетка информирует покупателя о периоде хранения товара или продукта, о наименовании, торговой марке и дате изготовления. Также на ней указывается другая, необходимая для покупателя информация.
Обратите внимание!
Наша типография изготавливает самоклеящиеся этикетки в соответствии со всеми стандартами и ГОСТами РФ.
Законодательство РФ: требования к этикеткам b ГОСТы
Этикетка — составляющая часть упаковки. А законодательные и нормативные акты РФ регулируют главные требования к внешнему виду.
С законодательными и нормативными актами РФ, которые регламентируют требования о том, как должна выглядеть этикетка, можно ознакомится в следующих документах:
- Указы и постановления федерального уровня, среди которых закон «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании», «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
- Гражданский Кодекс;
- Правительственное постановление, обязательное к выполнению, согласно которому информация на ценниках и ярлыках наносится на русском языке; Приказы Минздрава и прочие документы;
- ГОСТы 51074-2003 и 15426-1-2002, которые регулируют требования к ценникам со штрих-кодами и к ценникам для продовольственных товаров.
Полнота информации
Согласно закону «О защите прав потребителей» производители товаров обязаны указывать сведения о продукции на этикетках и в технической документации, которая идет в комплекте с товаром.
Согласно этому, изготовитель может сам выбирать способ, с помощью которого будет указывать необходимые сведения. Четкие предписания о методе нанесения маркировки, величине шрифта и остальных нормах отсутствуют. Тем не менее, сведения о товаре или продукте должны легко читаться. Этому предписанию обязаны соответствовать используемые производителем бирки и ярлыки.
Если говорить о продуктах питания, то методы нанесения маркировки никоим образом не должны сказываться на свойствах и качестве продукции.