4.1. Перед сборкой и сваркой труб необходимо:
произвести визуальный осмотр поверхности труб (при этом трубы не должны иметь недопустимых дефектов, регламентированных техническими условиями на поставку труб);
очистить внутреннюю полость труб от попавшего внутрь грунта, грязи, снега;
выправить или обрезать деформированные концы и повреждения поверхности труб;
очистить до чистого металла кромки и прилегающие к ним внутреннюю и наружную поверхности труб на ширину не менее 10 мм.
При стыковой сварке оплавлением следует дополнительно зачищать торец трубы и пояс под контактные башмаки сварочной машины.
4.2. Допускается правка плавных вмятин на торцах труб глубиной до 3,5 % диаметра труб и деформированных концов труб безударными разжимными устройствами. При этом на трубах из сталей с нормативным временным сопротивлением разрыву до 539 МПа (55 кгс/мм2) допускается правка вмятин и деформированных концов труб при положительных температурах без подогрева. При отрицательных температурах окружающего воздуха необходим подогрев на 100—150°С. На трубах из сталей с нормативным временным сопротивлением разрыву 539 МПа (55 кгс/мм2) и более — с местным подогревом на 150—200° С при любых температурах окружающего воздуха.
Участки и торцы труб с вмятиной глубиной более 3,5 % диаметра трубы или имеющие надрывы необходимо вырезать.
Допускается ремонт сваркой забоин и задиров фасок глубиной до 5 мм.
Концы труб с забоинами и задирами фасок глубиной более 5 мм следует обрезать.
4.3. Сборка труб диаметром 500 мм и более должна производиться на внутренних центраторах. Трубы меньшего диаметра можно собирать с использованием внутренних или наружных центраторов. Независимо от диаметра труб сборка захлестов и других стыков, где применение внутренних центраторов невозможно производится с применением наружных центраторов.
4.4. При сборке труб с одинаковой нормативной толщиной стенки смещение кромок допускается на величину до 20 % толщины стенки трубы, но не более 3 мм при дуговых методах сварки и не более 2 мм при стыковой сварке оплавлением.
4.5. Непосредственное соединение на трассе разнотолщинных труб одного и того же диаметра или труб с деталями (тройниками, переходами, днищами, отводами) допускается при следующих условиях:
если разность толщин стенок стыкуемых труб или труб с деталями (максимальная из которых 12 мм и менее) не превышает 2,5 мм;
если разность толщин стенок стыкуемых труб или труб с деталями (максимальная из которых более 12 мм) не превышает 3 мм.
Соединение труб или труб с деталями с большей разностью толщин стенок осуществляется путем вварки между стыкуемыми трубами или трубами с дeтaлями переходников или вставок промежуточной толщины, длина которых должна быть не менее 250 мм.
При разнотолщинности до 1,5 толщины допускается непосредственная сборка и сварка труб при специальной разделке кромок более толстой стенки трубы или детали. Конструктивные размеры разделки кромок и сварных швов должны соответствовать указанным на рис. 1.
Смещение кромок при сварке разностенных труб, измеряемое по наружной поверхности, не должно превышать допусков, установленных требованиями п. 4.4 настоящего раздела.
Подварка изнутри корня шва разностенных труб диаметром 1000 мм и более по всему периметру стыка обязательна, при этом должен быть очищен подварочный слой от шлака, собраны и удалены из трубы огарки электродов и шлак.
Рис. 1. Конструктивные размеры разделки кромок и сварных швов разнотолщинных труб (до 1,5 толщины стенки)
4.6. Каждый стык должен иметь клеймо сварщика или бригады сварщиков, выполняющих сварку. На стыки труб из стали с нормативным временным сопротивлением разрыву до 539 МПа (55 кгс/мм2) клейма должны наноситься механическим способом или наплавкой. Стыки труб из стали с нормативным временным сопротивлением разрыву 539 МПа (55 кгс/мм2) и более маркируются несмываемой краской снаружи трубы.
Клейма наносятся на расстоянии 100—150 мм от стыка в верхней полуокружности трубы.
4.7. Приварка каких-либо элементов, кроме катодных выводов, в местах расположения поперечных кольцевых, спиральных и продольных заводских сварных швов, не допускается. В случае если проектом предусмотрена приварка элементов к телу трубы, то расстояние между швами трубопровода и швом привариваемого элемента должно быть не менее 100 мм.
4.8. Непосредственное соединение труб с запорной и распределительной арматурой разрешается при условии, что толщина свариваемой кромки патрубка арматуры не превышает 1,5 толщины стенки стыкуемой с ней трубы в случае специальной подготовки кромок патрубка арматуры в заводских условиях согласно рис. 2.
Во всех случаях, когда специальная разделка кромок патрубка арматуры выполнена не в заводских условиях, а также когда толщина свариваемой кромки патрубка арматуры превышает 1,5 толщины стенки стыкуемой с ней трубы, соединение следует производить путем вварки между стыкуемой трубой и арматурой специального переходника или переходного кольца.
Рис. 2. Подготовка промок патрубков арматуры при непосредственном соединении их с трубами
4.9. При сварке трубопровода в нитку сварные стыки должны быть привязаны к пикетам трассы и зафиксированы в исполнительной документации.
4.10. При перерыве в работе более 2 ч концы свариваемого участка трубопровода следует закрыть инвентарными заглушками для предотвращения попадания внутрь трубы снега, грязи и т. п.
4.11. Кольцевые стыки стальных магистральных трубопроводов могут свариваться дуговыми методами сварки или стыковой сваркой оплавлением.
4.12. Допускается выполнение сварочных работ при температуре воздуха до минус 50°С.
При ветре свыше 10 м/с, а также при выпадении атмосферных осадков производить сварочные работы без инвентарных укрытий запрещается.
4.13. Монтаж трубопроводов следует выполнять только на монтажных опорах. Применение грунтовых и снежных призм для монтажа трубопровода не допускается.
4.14. К прихватке и сварке магистральных трубопроводов допускаются сварщики, сдавшие экзамены в соответствии с Правилами аттестации сварщиков Госгортехнадзора России, имеющие удостоверения и выдержавшие испытания, регламентируемые требованиями пп. 4.16—4.23 настоящего раздела.
4.15. Изготовление сварных соединительных деталей трубопровода (отводов, тройников, переходов и др.) в полевых условиях запрещается.
4.16. При производстве сварочных работ каждый сварщик (бригада или звено сварщиков в случае сварки стыка бригадой или звеном) должен (должны) сварить допускной стык для труб диаметром до 1000 мм или половину стыка для труб диаметром 1000 мм и более в условиях, тождественных с условиями сварки на трассе, если:
он (они) впервые приступил(и) к сварке магистрального трубопровода или имел(и) перерыв в своей работе более трех месяцев;
сварка труб осуществляется из новых марок сталей или с применением новых сварочных материалов, технологии и оборудования;
изменился диаметр труб под сварку (переход от одной группы диаметров к другой — см. а — в на рис. 3);
изменена форма разделки торцов труб под сварку.
Рис. 3. Схема вырезки образцов для механических испытаний
а — трубы диаметром до 400 мм включительно; б — трубы диаметром от 400 мм до 1000 мм; в — трубы диаметром 1000 мм и более; 1 —образец для испытания на растяжение (ГОСТ 6996-66, тип XII или XIII); 2 — образец на изгиб корнем шва наружу (ГОСТ 6996—66, тип XXVII или XXVIII) или на ребро; 3 — образец на изгиб корнем шва внутрь (ГОСТ 6996—66, тип XXVII или XXVIII) или на ребро
4.17. Допускной стык подвергается:
визуальному осмотру и обмеру, при котором сварной шов должен удовлетворять требованиям пп. 4.26; 4.27 настоящего раздела;
радиографическому контролю в соответствии с требованиями п.4.28 настоящего раздела;
механическим испытаниям образцов, вырезанных из сварного соединения в соответствии с требованиями п. 4.19 настоящего раздела.
4.18. Если стык по визуальному осмотру и обмеру или при радиографическим контроле не удовлетворяет требованиям пп.4.26,4.27, 4.32 настоящего раздела, то производится сварка и повторный контроль двух других допускных стыков; в случае получения при повторном контроле неудовлетворительных результатов хотя бы на одном из стыков бригада или отдельный сварщик признаются не выдержавшими испытание.
4.19. Механическими испытаниями предусматривается проверка образцов на растяжение и изгиб, вырезанных из сварных соединений. Схема вырезки и необходимое количество образцов для различных видов механических испытаний должны соответствовать указанным на рис. 3 и в табл. 3.
Диаметр трубы, мм
Количество образцовдля механических испытаний
15.24. Технология сборки и сварки захлестов и другие специальные сборочно-сварочные работы должны быть аттестованы самостоятельно.
Аттестация сварщиков. Сварка допускных стыков
15.25. К аттестационным испытаниям сварщиков по аттестованной для данного объекта технологии сварки допускаются сварщики, сдавшие экзамены в соответствии с Правилами аттестации сварщиков, утвержденными Госгортехнадзором России и имеющие удостоверения установленной формы.
15.26. Все сварщики до начала работ на данном объекте должны выполнить сварку допускных стыков на специально подготовленных катушках.
Сварщики, участвовавшие в аттестации технологии сварки и выполнявшие приемочный стык, признанный годным, от аттестации на допускных стыках освобождаются.
15.27. Допускной стык должен свариваться в присутствии представителей технадзора Заказчика в условиях непрерывного пооперационного контроля и последовательной оценки качества каждой операции.
Аттестационные испытания сварщика, в том числе при работе в составе бригады, назначают также в случаях, если:
он имел перерыв в своей работе более трех месяцев;
в технологическую документацию внесены изменения.
Допускной стык подвергают:
пооперационному контролю в процессе сварки;
визуальному осмотру с определением геометрических параметров сварного соединения;
испытанию образцов на излом с надрезом.
15.28. Испытания образцов на излом с надрезом выполняются после радиографического контроля допускного стыка.
Образцы для испытания на излом с усилением шва должны иметь длину около 230 мм и ширину около 20 мм. Они могут быть вырезаны газовой резкой, фрезой или другим аналогичным инструментом с последующей механической обработкой. Образцы должны иметь надрезы, выполненные ножовкой в центральной части сварного шва (со стороны наружного усиления) и по бокам шва.
15.29. Если по результатам контроля допускной стык не принят, то разрешается выполнить сварку и контроль двух других допускных стыков; в случае получения при повторном контроле неудовлетворительных результатов хотя бы на одном из стыков сварщик признается не выдержавшим испытание. К повторному испытанию сварщик может быть допущен только после дополнительного обучения (тренировки) по специальной программе, согласованной с технадзором Заказчика.
15.30. Срок действия аттестационных испытаний сварщиков определяется продолжительностью строительства данного объекта, если соблюдены следующие условия:
— сварщик в течение всего этого времени выполняет только ту работу, по которой он прошел аттестационные испытания;
— перерыв в работе за этот период не превышает трех месяцев.
Если сварщик за время работы нарушает технологическую дисциплину и допускает брак в работе, представитель Заказчика имеет право отстранить его от работы и потребовать переаттестации.
Подготовка кромок и сборка стыков
15.31. Основные типы разделки кромок труб, выполняемых в монтажных условиях, приведены на рис. 4 а, б.
Подготовку кромок со стандартной разделкой (см. рис. 4а) можно выполнять как механической обработкой, так и газовой резкой с последующей зачисткой шлифмашинкой. Подготовку кромок с двухскосой разделкой (см. рис. 4б) можно выполнять только механической обработкой концов труб или патрубков. Такая разделка является предпочтительной при изготовлении трубных узлов и толстостенных труб при толщине стенки 15 мм и более.
Рис. 4. Формы подготовленных кромок:
а — со скосом кромок; б — с криволинейным скосом кромок;
В = 7 мм при толщине стенки 15-20 мм; В = 10 мм при толщине стенки больше 20 мм.
15.32. До начала сборки на всех поступивших для сварки труб, деталях трубопроводов, арматуре мастером (или другим ответственным лицом) должно быть проверено наличие клейм, маркировки, а также сертификатов завода-изготовителя, подтверждающих соответствие труб, деталей трубопроводов и арматуры их назначению.
При отсутствии клейм, маркировки, сертификатов (или других документов, удостоверяющих их качество) трубы, детали трубопроводов и арматура к сборке и сварке не допускаются.
15 33. До начала сборки трубы, детали трубопроводов и арматура должны пройти входной контроль на пригодность к сборке.
При визуальном контроле поверхности труб, включая зоны заводских продольных швов, должны быть выявлены недопустимые дефекты, регламентированные техническими условиями на поставку труб.
Трубы, детали трубопроводов и арматура с недопустимыми дефектами к сборке не допускаются.
На поверхности труб или деталей не допускаются:
— трещины, плены, рванины, закаты любых размеров;
— местные перегибы, гофры и вмятины.
15.34. Во избежание получения "косых" стыков необходимо проверить соответствие степени отклонения свариваемого торца от угольника, который должен быть не выше следующих значений:
для труб, деталей, арматуры диаметром до 225 мм — не более 1,5 мм; при диаметре от 225 мм до 529 мм включительно — не более 2,0 мм; при диаметре свыше 529 мм — более 2,5 мм.
15.35. Все местные уступы и неровности, имеющиеся на свариваемых торцах и препятствующие их точному соединению, следует до начала сборки устранить с помощью абразивного круга или напильника, не допуская острых углов и резких переходов.
15.36. Перед сборкой труб необходимо очистить внутреннюю полость труб и деталей трубопроводов от грунта, грязи, снега и т.п. загрязнений, а также механически очистить до металлического блеска кромки и прилегающие к ним внутреннюю и наружную поверхности труб, деталей трубопроводов, патрубков, арматуры на ширину не менее 10 мм.
Перед сборкой необходимо обрезать деформированные концы труб и участки с поврежденной поверхностью труб.
15.37. Допускается правка плавных вмятин по телу трубы или правка деформированных торцов труб глубиной не более 3,5% диаметра труб с помощью безударных разжимных приспособлений. При этом на трубах из сталей с нормативным временным сопротивлением разрыву до 539 МПа (55 кгс/мм 2 ) допускается правка вмятин и деформированных торцов труб без подогрева при температуре окружающего воздуха +5°С и выше. При более низких температурах требуется подогрев на 100-150°С. На трубах из сталей с нормативным временным сопротивлением разрыву 539 МПа (55 кгс/мм 2 ) и выше подогрев на 100-150°С требуется при любых температурах окружающего воздуха.
Вмятины и деформированные торцы глубиной более 3,5% от диаметра труб, а также любые вмятины с резкими перегибами, вмятины с надрывами или вмятины, совпадающие с дефектами поверхности или кромок труб, исправлению не подлежат и должны быть вырезаны.
15.38. В местах, пораженных коррозией, толщина стенки труб или деталей не должна выходить за пределы минусовых допусков, установленных техническими условиями на поставку. Замер толщины стенки трубы на этих участках необходимо выполнять с помощью ультразвукового толщиномера с точностью не менее 0,1 мм.
15.39. Допускается производить зачистку на поверхности труб и деталей царапин, рисок и задиров глубиной не более 0,4 мм, а также участков поверхности, пораженных коррозией, при условии, что толщина стенки после устранения дефектов не будет выходить за пределы минусовых допусков, установленных техническими условиями на поставку.
15.40. Допускается ремонт сваркой дефектов на фасках труб (забоин, задиров) глубиной не более 5 мм с последующей механической зачисткой мест исправления дефектов до восстановления необходимого скоса кромок. Ремонт этих дефектов следует производить электродами, прочностной класс которых не превышает соответствующего типу Э50А-Б, независимо от прочностного класса труб.
15.41. При сборке стыков труб с одинаковой нормативной толщиной стенки должны соблюдаться следующие требования:
внутреннее смещение внутренних кромок бесшовных труб не должно превышать 2 мм. Допускаются на длине не более 100 мм местные внутренние смещения кромок труб, не превышающие 3 мм;
величина наружного смещения в этом случае не нормируется, однако должен быть обеспечен последующий плавный переход поверхности шва к основному металлу в соответствии с технологической картой;
смещение кромок электросварных труб не должно превышать 20% нормативной толщины стенки, но не более 3 мм. Измерение величины смещения кромок допускается проводить шаблоном по наружным поверхностям труб.
Для труб с нормативной толщиной стенки до 10 мм допускается смещение кромок до 40% нормативной толщины, но не более 2 мм.
В случае необходимости для бесшовных труб следует производить их селекцию по размерам концов труб.
Если разность внутренних диаметров стыкуемых бесшовных труб диаметром не более 89 мм, выполненных из углеродистых нелегированных сталей, превышает требования п. 15.41, то для обеспечения плавных переходов в месте стыка может быть произведена безударная раздача концов труб без нагрева при температуре окружающего воздуха более +5°С.
В случае более низких температур окружающего воздуха при безударной раздаче необходим подогрев на 100-150°С.
Сборку труб диаметром 529 мм и выше следует производить на внутренних центраторах с гидравлическим или пневматическим приводом.
15.42. При сборке стыков труб или труб с деталями трубопроводов и патрубками арматуры допускается их непосредственное соединение без дополнительной обработки кромок только в следующих случаях:
для толщин стенок не более 12,5 мм, если разность толщин не превышает 2,0 мм;
для толщин стенок более 12,5 мм, если нормативная разность толщин не превышает 3,0 мм. В этом случае смещения стыкуемых кромок не допускаются.
Сборка труб или труб с деталями трубопроводов и запорной арматурой с большей нормативной разнотолщинностью, чем это указано, может осуществляться:
через переходник по толщине или патрубок промежуточной толщины длиной не менее 250 мм;
непосредственным соединением свариваемых торцов после специальной подготовки кромок изнутри и (или) снаружи более толстостенного элемента с толщиной стенки до толщины свариваемого торца (рис. 5), которая не должна превышать 1,5 толщины менее толстостенного элемента .
В результате условием непосредственного соединения является величина .
По величине (исходная толщина толстостенного элемента) определяются необходимость и величина:
местной послесварочной термической обработки.
15.43. При сборке заводские (как продольные, так и спиральные) швы следует смещать относительно друг друга на 50 мм при диаметре до 219 мм, на 75 мм — при диаметре свыше 219 до 529 мм, на 100 мм — при диаметре свыше 529 мм.
15.44. В случае технической невозможности при сборке труб диаметром более 529 мм соблюдения требований по "разведению" заводских швов, расстояния между этими смежными швами Производитель работ должен согласовывать в каждом отдельном случае с представителем Заказчика.
а) Обработка с внутренней стороны толщины до =
б) Соединение без обработки свариваемых торцов (=)
в) Обработка с внутренней и наружной стороны толщины до
г) Обработка с наружной стороны толщины до
Рис. 5. Регламентируемые варианты обработки торцов стыкуемых разнотолщинных элементов
— толщина стенки более тонкостенного элемента;
— толщина свариваемого торца более толстостенного элемента;
— толщина стенки более толстостенного элемента
Рекомендуется располагать заводские продольные швы в верхней половине периметра свариваемых труб.
15.45. При сборке на внутреннем центраторе и последующей сварке целлюлозными электродами сварщикам следует приступать непосредственно к выполнению корневого слоя шва без прихваток. Если по каким-либо причинам в процессе поиска и установки технологического зазора прихватка все же поставлена и выполняет не свойственную ей роль "подвижного шарнира", то она должна быть полностью вышлифована и заварена вновь при сварке корневого слоя шва.
15.46. При сборке на наружном центраторе и последующей сварке корневого слоя шва электродами с основным видом покрытия количество прихваток равномерно распределяется по периметру стыка.
Высота прихваток не должна превышать 50% толщины стенки трубы.
Прихватки следует выполнять не ближе 100 мм от продольных швов трубы. Количество и размеры прихваток приведены в табл. 32.
Количество и размеры прихваток при ручной дуговой сварке корневого слоя шва
Допускные и контрольные стыки.
Полимерные трубопроводы.
Способ НИ. Водоснабжение и канализация.
Допускной стык.
Итак, что же такое допускной стык? Допускной стык – это ряд мероприятий, основанный на процедурах визуального и лабораторного контроля, направленный на получение наилучших результатов сварки полимерных трубопроводов, а так же для контроля свариваемости трубы и проверки квалификации сварщика. Как правило, допускной стык проводится на объектах ОАО «Мосводоканал» , и является неотъемлемой частью сварочных работ.
По правилам, допускной стык проводится в следующих случаях:
1) Предположим, Вы только начали строительство, и к Вам приехала новая партия трубы. Допускной стык проводится, что бы определить свариваемость этой самой партии.
2) Предположим, что труба партии из пункта 1 у Вас закончилась, и вы до заказали трубу на объект. В этом случае допускной стык проводится для того, что бы определить свариваемость двух партий трубы (старой и новой).
3) Предположим, что сварочный аппарат, на котором Вы варили стыки на своем объекте, сломался. Вы купили новый. В этом случае проводится допускной стык для того, что бы определить пригодность нового оборудования.
4) Так же допускной стык проводится в случае, если на объекте меняется сварщик и/или Ваш сварщик не практиковался в сварочных работах более полугода.
Как это происходит?
После того, как на объект к Вам пришла труба, и все готово для проведения допускного стыка, необходимо:
1) Отправить телефонограмму в районное отделение ОАО «Мосводоканал» на вызов специалиста. В телефонограмме должно быть прописано число, время и адрес места, где будет проводиться допускной стык. Обращаю внимание на то, что допускной стык варится В ТОМ ЖЕ САМОМ МЕСТЕ, где будет производиться дальнейшая сварка/монтаж трубы.
2) Отправить телефонограмму на завод-производитель трубы, для вызова представителя завода. Текст телефонограммы тот же, что и в пункте 1.
3) Отправить телефонограмму в ЦТД Водоканала, но только в том случае, если у Вас есть договоренность с ЦТД, что они сами будут забирать у Вас стыки на контроль.
4) Подготовить место сварки, убедиться, что на объекте имеются:
— действующая аттестация сварщика;
— акт поверки оборудования;
— паспорт и сертификат на свариваемую трубу (а так же фитинги);
— акт приемки допускного стыка ( Рис.1);
— вспомогательное оборудование ( штангенциркуль, граторезка, циркометр, белый маркер, спирт (или специальные салфетки), ручной фонарь, рулетка, устройство для нарезки труб, инструкция к аппарату и т.д.)
Далее, в назначенный день и время, Ваш сварщик, в присутствии вышеуказанной комиссии, варит допускной стык. Сварить стык нужно с ПЕРВОГО раза. Далее со стыка срезается грат, что должен быть шероховатым и без трещин, и из трубы вырезается катушка (от 20 до 25 см, в зависимости от диаметра). На катушке маркером пишется проектное название объекта, ФИО сварщика, дата и номер стыка. Номер, как правило, у допускного стыка всегда нулевой. Кол-во нулей зависит от предполагаемого кол-ва стыков. Если стыков предполагается не больше 10, но допускной стык будет №0, если более, то №00 и т.д.
Далее стык поедет (или Вы его повезете) в Центр Технической Диагностики, где из него нарежут лопаток и будут испытывать на разрыв. О результатах Вы узнаете через день-неделю, в зависимости от загруженности лаборатории, в протоколе испытаний ( Рис.2).
P.S. Если стык испытания не пройдет, то придется его переваривать ДВАЖДЫ. Алгоритм проведения повторного контроля тот же, что и первичного.
Контрольный стык.
Так же, кроме допускного, существует контрольный стык. Контрольный стык – это мероприятие, направленное на профилактический контроль сварочного процесса на объектах ОАО «Мосводоканал. Не является обязательным и, чаще всего, не осуществляется. Проводится так же как и допускной, но без участия представителя завода-изготовителя трубы. По факту, плети вырезается «понравившейся» стык, составляется акт отбора стыков, и везется в ЦТД, где проходит испытания на растяжение.
Процесс отбора контрольных стыков оговаривается заранее с Заказчиком.
Так же контрольные стыки могут быть назначены в случае частых ошибок сварщика и/или большого кол-ва бракованных стыков.
Заместитель генерального
директора ООО «СитиВелд»
Уткин Дмитрий Владимирович