/

Акустика лабиринт своими руками

Доброго времени суток мои дорогие читатели.
Наверно не найдется того человека кто ездит без музыки в машине. Вот и я, любитель послушать музыку в более качественном исполнении приложил свои уши, вернее руки к одной из очень удачных конструкций сабвуферов.
Речь пойдет об акустическом оформлении некого Рогожина и его лабиринте. Прошу не путать с моим другом Рогожниковым Алексеем который участвовал в построении данного короба.
Итак: лабиринт Рогожина, в простонародье ЧВ (четверть волновой) короб. Одна из достаточно сложных и интересных конструкций. Представляет из себя волновод длинною равною (скорость звука/на частоту резонанса дина)/4.
Чуть отвлекусь… В моей машине нет чего то особенного из аудио компонентов, обычная магнитола альпайн, в дверях и полке 13е коаксиальные дины.
Отсутствие усилителя и силового кабеля(пока).
Именно по этому меня заинтересовало данное акустическое оформление.
Даже при малой подводимой мощности, головка дина находится в пиках (превышает максимальный ход). Что позволит запитать мой саб от обычного тылового канала магнитолы.
Расчёты:
не стал принудительно загонять дин в низа а выбрал для расчета короба частоту резонанса самой головки (из технических характеристик) 53Гц
Высчитал плошать диффузора дина 78,5375 см.кв
так же высчитал площадь сечения порта 117,80625 см.кв
и его длину 1,617…метра
прикинул размеры стенок ширину и высоту порта 15 и 7,85см

Ну и собственно сам пациент, вернее пациентка вега 25АС-101, пережившая все мои летние дискотеки на природе, ну и извлеченная из нее динамическая головка 25ГДН3-4

Телефоны берет звукоинженер, а не менеджер. Звоните

  1. Галереи
  2. Оформление лабиринтных АС под ШП динамик

Крупные полочники в лабиринтном оформлении на ШП динамике НОЭМА 100-ГДШ от Льва Алешина

Цена лабиринтных колонок

В данный момент я продаю эту акустику по 25.000 рублей, это около 450 долларов, если заказов будет больше, цену придется несколько увеличить т.к. в производственной цепочке возрастет количество сотрудников, увеличатся расходы на рекламу, логистику и т.д. Но цена возрастет не существенно, думаю процентов на 10-15 не больше.

Сейчас цена на пару лабиринтных колонок в натурально шпоне около 25.000 рублей. В фанере и лаке – 19.000 за пару. Также доступен полный набор для самостоятельной сборки, практически по цене комплектующих. Комплект содержит в себе все необходимые фанерные детали. Сейчас в интернете можно найти большое количество роликов – руководств по отделке акустики в домашних условиях. Это для тех, у кого есть ограниченный бюджет и «прямые руки». Для финишной отделки применяется мебельный воск, который при должном «натирании» выглядит очень достойно. Плюс он, в отличие от промышленных лакокрасочных покрытий – совершенно экологичен. Раньше я сам производил корпуса с финишной отделкой фанеры мебельным воском.

Цена набора для самостоятельной сборки 2-х лабиринтов 10.000 рублей. Для изделия такого класса цена полуфабриката или готовых АС очень и очень конкурентна, т.к. аналогов моей акустики на рынке практически не найти.

Мне часто задают вопрос, если поставить мои лабиринтные колонки в одну линейку с профессиональными АС, какова будет разница в цене. Ответить на него не просто, т.к. прямых аналогов моим лабиринтам в профи сфере практически нет. В домашнем Хай-Энде иногда встречается что-то подобное, но это скорее исключение, чем правило. 99 % всех промышленных колонок, и профессиональных, и бытовых имеют акустическое оформление «фазоинвертор» или «закрытый ящик», но никак не лабиринт. Причины здесь, я думаю, чисто экономические, лабиринтные колонки, по сравнению с тем же фазоинвертором сложнее, несколько затратнее в производстве и материалоемче.

Из бытовой акустики могу привести пример английских колонок PMC, которые мы недавно слушали. Эта компания так же, как и я специализируется на лабиринтном оформлении своих колонок. Тестировали мы далеко не дешевые напольные АС в лабиринтном оформлении. Они были повыше моих и немного уже. Из-за неширокой передней панели, динамик в них стоял размером поменьше чем в моих. Прослушивали мы их с моим коллегой Дмитрием, специализирующимся на изготовлении авторской акустики высокого класса. Он делает рупорные колонки бешеного качества и стоимостью под 12-15 тыс. долларов. И как ни странно покупатели на его АС находятся.

Так вот, он сказал, что эти PMC играют хуже моих, хотя стоят ровно в 10 раз дороже. Я еще тот слухач, мне, например, эти PMC показались играющими примерно на уровне моих Фланкеров. Динамик в них меньше размером и, естественно, энергетическая вооруженность у этих колонок – меньше. Всем известно, что чем больше динамик, тем от него звука можно получить – больше.

И эти PMC стоят под 250.000 рублей, а мои лабиринты – 25.000. Поэтому здесь сказать сложно, являются ли они прямым аналогом моим лабиринтным колонкам при такой разнице в цене. Если не задаваться целью приобрести именно новые колонки, на вторичном рынке конечно можно подобрать хорошо играющую пару за 25-30 тысяч рублей. Но для этого нужно точно знать, какую акустику вы хотите, уметь искать и выбирать, а на первичном рынке найти аналог моим АС и по цене, и по звуку очень не просто.

Читайте также:  Как разблокировать плиту сименс

По статистике мои потенциальные клиенты не колеблются, купить лабиринты Фланкер, или что-то другое. Послушав эти АС и посмотрев на их цену, приобретают их без колебаний. А учитывая возможность – вернуть товар в течение трех месяцев, дополнительно утверждаются в правильности своего выбора.

Про лабиринты

Ничего я не изобрел и Рогожин тоже не изобрел. Аналоги моим лабиринтным колонкам конечно же есть. Некоторые японские и американские акустические фирмы лабиринтное оформление АС применяли, начиная с 60-70-х годов прошлого века. Это давно известное и подробно описанное в учебниках акустическое оформление НЧ. Оно имеет определенное преимущество перед теми колонками, которые сейчас массово представлены на рынке.

Наиболее часто применяемое фазоинверсное оформление колонок, лабиринты превосходят совершенно однозначно. Реже встречающееся оформление «закрытый ящик» по качеству лабиринты превосходит, но по энергетическим возможностям и КПД в 2-3 раза ему уступает. В лабиринтном оформлении с динамика можно снять в 2-3 раза больше баса (по давлению) но его качество будет немножко ниже, чем у закрытого ящика. Это не значит, что у лабиринта качество баса посредственное, оно – отличное, но у закрытого ящика оно – супер отличное. Качество баса, лучшее, чем у правильно рассчитанного и изготовленного закрытого ящика только у колонок с экзотическим акустическим оформлением. Это у открытого дизайна опен-баффл (я именно такой и делаю) или у рупоров гигантского размера.

Патентовать свои АС смысла особого не вижу т.к. в них нет никакого особенного ноу-хау. Есть грамотно рассчитанное и реализованное лабиринтное акустическое оформление и тщательно подобранный под него динамик. Ну и плюс к этому – соответствующее качество сборки. Эту схему любители повторяют уже лет 15-20. Жалоб на самодельную акустику в лабиринтном оформлении я не встречал ни в литературе, ни в интернете. Все, кто их строили, как правило, оставались ими довольны.

По какой причине лабиринтное оформление не применяют крупные фирмы, выпускающие акустику, для меня загадка. По сравнению с фазоинверсным оформлением, лабиринт внутри имеет всего пять-шесть дополнительных дощечек и все. рассчитать его совсем не сложно. Я же смог это сделать, почему тогда крупные фирмы не хотят сделать то же самое? Их, наверное, все устраивает. Покупатель о том, какое именно у его колонок акустическое оформление не сильно беспокоится, «пипл хавает» что называется, тогда чего беспокоиться об этом?

Что-то похожее было с персональными компьютерами. Когда Стив Возняк приносил на работу свои идеи, он был обязан все свои изобретения передавать в фирму работодатель для рассмотрения их перспективности и целесообразности серийного производства. Когда он принес руководству свой первый персональный компьютер, на него посмотрели, как на идиота. Ему сказали, что это никому не нужно и отправили его со своим изобретением домой. И кто мог ожидать, что после этого компания Эппл станет самой богатой в мире с самой большой капитализацией.

В данный момент я делаю серийную акустику только с ШП динамиком и лабиринтным оформлением. Такого вообще никто не делает, вернее делают отдельные энтузиасты и совсем иногда в качестве эксперимента небольшие аудио производители. Ну вот PMC из Англии есть что –то подобное, но за сумасшедшую цену. Но, чтобы я увидел реального конкурента с массовым продуктом, такого нет. И не скажу, что эти PMC играют на те деньги, которые за них просят. Мои колонки дешевле раз в 10, а играют 100 % не хуже, а по утверждению слышавших и то, и то – даже лучше. Ко мне приходят аудиофилы и после прослушивания лабиринтов говорят, что у них честный и хороший звук.

История разработки

Занимаюсь изготовлением колонок я с 2012 года, не считая «детских опытов», когда еще очень слабо разбирался в теории. Начинал я интересоваться звуком лет в 12, у моего отца тогда была Hi-Fi акустика. Одно время дома стояла даже такая, с которой можно было экспериментировать, разбирать ее, менять там что-то в кроссоверах, динамики на другие, подходящие по размерам и т.д.

А потом лет в 20 у меня был очень показательный опыт со звуковой картой Креатив, в которой с помощью драйверов можно было производить разнообразные обработки звукового сигнала: вводить в тракт всевозможные фильтры, делать многополосную конфигурацию выходов и др. Я на ней вдоволь «наигрался» с биампингом, это когда на выходе карты получаешь два сигнала для ВЧ и СЧ/НЧ динамиков. С тех пор биампинг я полюбил на всю оставшуюся жизнь.

К моим колонкам с ШП головкой биампинг применить, к сожалению – нельзя. В других АС, когда для ВЧ, СЧ и НЧ полос используются свои динамики, с помощью би и три ампинга можно радикально повысить качество звучания. Из тех опытов я пришел к выводу, что многополосное усиление с активными кроссоверами делает звучание АС на голову выше, чем у колонок с пассивными фильтрами и одним усилителем. При многополосном усилении каждый динамик хорошо демпфируется, общие искажения акустики падают в несколько раз и звучание субъективно становится намного лучше. Но это в том случает, если в динамиках изначально заложен хоть какой-то потенциал.

Читайте также:  Антресоль на кухне над дверью

Сама же конструкция акустики Фланкер появилась в какой-то мере спонтанно. До нее я интересовался расчетами лабиринтов, и мы с еще одним любителем нестандартных акустических оформлений перебирали, какие динамики для этой конструкции могут подойти лучше всего.

Из великого разнообразия динамических головок, представленных на рынке мы выбрали: Alphard, Visaton и Новосибирские НОЭМА. В итоге остановились на 6,5 дюймовых головках НОЭМА 100-ГДШ, как самых мощных, надежных и доступных, по крайней мере в РФ.

Успех лабиринта Фланкер обусловлен двумя причинами: удачно подобранной динамической головкой и наиболее удачным ее акустическим оформлением.

До этого я искал наилучшее в плане качества акустическое оформление НЧ динамика. Тогда же выбрал два варианта – рупорное и лабиринтное. Рупорное оформление оказалось неприемлемых габаритов, а вот лабиринтное пришлось впору. Оно хоть и больше, чем сходное по нижней граничной частоте – классические «фазоинвертор» или «закрытый ящик», но зато заметно выгоднее их по КПД и энергетике.

Акустическое оформление «лабиринт» применяется производителями АС примерно с середины 70-х годов прошлого века. Иногда на рынке появлялись достаточно успешные лабиринтные колонки, но все же оно не очень популярно среди брендов. По какой причине, сказать сложно, и для меня это до сих пор – загадка. Ничего сложного в лабиринтах нет, а достоинств у них более чем достаточно. Для того, чтобы крупные акустические фирмы производили подобные колонки препятствий нет вообще. Особых производственных проблем, я, как изготовитель подобного товара, не вижу. Ну мне же лучше, в итоге – имею меньше конкуренции.

Рождение Фланкера

Удачная конструкция лабиринтов у меня получилась не сразу. Первые расчеты оформления под динамик НОЭМА – были не совсем корректны и оптимальны. Как оказалось, нельзя было гнаться за предельно низкой воспроизводимой частотой в ущерб остальным параметрам АС. Первые мои лабиринты для этой головки были слишком низко настроены. С ними колонка играла басовитее, но на АЧХ была заметная на слух «яма» между резонансом лабиринта и динамика. Плюс, в более длинном лабиринте бас был не таким артикулированным, как в коротком.

Вдвоем с братом мы отслушали на даче (считай, в свободном пространстве) оба варианта лабиринта и он подтвердил мои выводы. Я не такой опытный «слухач», как мой брат, т.к. он профессионально пишет музыку. У него в студии стоят мониторы ближнего и дальнего поля, и он прекрасно знает, как должны звучать «правильно настроенные» АС.

После того, как причина неудовлетворительного звучания «длинного» лабиринта была установлена я связался с одним из энтузиастов такого оформления, А. Рогожиным. Ранее я читал на «Вегалабе» его статью, посвященную четверть волновым резонаторам, тогда она произвела на меня большое впечатление. В профессиональной сфере его выкладки и работы довольно популярны и так и называются «Лабиринт Рогожина». Он тогда дал хорошие и доступные методики расчета лабиринтного оформления на понятном софте. По его рекомендациям любители строят такую акустику и достаточно успешно. Практически ни разу не встречал отзывов типа «я построил лабиринты, а они не звучат».

Я показал Рогожину свои расчеты, он указал на мою ошибку и объяснил, как ее исправить. На основании его рекомендаций я переделал конструкцию, после чего мы отслушали лабиринты повторно. Тут уже они заиграли «так, как нужно». Бас у них стал более артикулированным, чем у «длинного» тоннеля, на АЧХ пропала яма.

Для экспериментов я изготовил два варианта (по Рогожину) лабиринтов, с более широким тоннелем и с более узким. Узкий тоннель (200 мм) звучал по четче, чем широкий, но у него было меньше баса. Посовещавшись с братом, решил оставить более широкий «басовитый» вариант, т.к. у потребителя бас, и особенно – его количество, котируется особо.

Конструкция и отделка

Колонки представляют собою 6-ти ступенчатый коленообразный тоннель, на 1/3 от длины которого установлена динамическая головка. По сути это резонансное оформление, но оно намного выгоднее энергетически, чем фазоинвертор и комфортнее по звучанию из-за более мягкого характера резонансных пиков. Бас у Фланкера получается хорошо артикулированным, что отмечается практически всеми слушателями моих лабиринтов.

Про пресловутые вибрации стенок корпуса. Конструкция лабиринтов Фланкер получилась предельно жесткой. Внутри корпуса находятся пять перегородок, наглухо вклеенных в боковые стенки. Если постучать по боковым поверхностям корпуса услышим очень звонкий тон, что говорит о высокой жесткости конструкции. Единственно, верхнюю крышку тоже надо бы «ужестчить» установкой дополнительного ребра-перегородки.

Лабиринты полностью клееные – никаких шурупов, саморезов, гвоздей и шкантов. Склеивание элементов по большей части вызвано технологическими соображениями. Склейка МДФ в кондукторах получается наиболее точной и механически прочной, что крайне важно при серийном производстве. До того, как прийти к цельно клееным корпусам я перепробовал практически все виды соединений, начиная от гвоздей, мебельных стяжек, деревянных шипов и шурупов, и заканчивая наиболее трудоемким «ласточкиным хвостом».

Про внутреннее звукопоглощение. На стенках сейчас нет материала типа битума или сырой резины. На 4-х коленах лабиринта по рекомендации А. Рогожина закреплен синтепон.

В последнее время я подтянул качество отделки АС до уровня фирменных колонок. Раньше лабиринты выпускались только в виде шлифованного фанерного ящика в лаке. Вид у них был конечно приличный, но при очном сравнении проигрывал промышленным образцам. Для этого к производственному процессу я подключил профессионального шпонировщика, и теперь за внешний вид корпусов мне вообще не стыдно. Сейчас АС выглядят очень по фирменному и могут быть отделаны практически любым шпоном. Можно заказать даже что-то экзотическое: Бубинго-кевазинго, каппа клена птичий глаз, эбеновое дерево и т.д. На подходе фешенебельный «рояльный лак». В рояльном лаке колонки будут, естественно – дороже.

Читайте также:  Усиление дверного проема брусом

Динамик ШП

Несмотря на то, что в Фланкере применен ШП динамик, а среди аудиофилов ходят слухи (отчасти соответствующие действительности), что у широкополосников баса не бывает по определению, низ у моих лабиринтов получился прекрасным. И что приятно, качество этого низа, в отличие от фазоинверсных конструкций, было отменным. Что называется, «Мяса» хватит всем.

Про динамик НОЭМ 100-ГДШ: по паспорту он 100 ваттный, хотя реальная нагрузочная способность у него около 50-ти Ватт. При чувствительности в 90 дБ и если не задаваться целью «глушить дома рыбу», то громкости пары АС хватит всем. Даже от маломощных ламповых усилителей они звучат довольно громко. И это при всеядности: симфоническая музыка, рок, электронная музыка – без разницы.

Динамики НОЭМА в Новосибирске делают только под заказ. Если потенциальных клиентов будет много, я закажу одновременно 20-40 динамических головок в НОЭМ-е и просто положу их к себе на склад, чтобы в случае заказа колонок их можно было бы отдать покупателю в минимальный срок. Были бы клиенты, для успешного развития производства самое главное это сбыт.

Можно конечно сделать АС в лабиринтном оформлении еще круче, но большинство слушавших отмечают, что соотношение цена/качество этой модели, ну очень высокое. Те, кто слышал Фланкеры говорят, что их нужно продвигать на рынке в первую очередь.

Звук и перспективы

Те, кто слушает лабиринты Фланкер, практически всегда дают об их звучании положительные отзывы и это меня радует. Я уверен, что акустика моей схемы – лабиринт с ШП динамиком может произвести если не переворот, то приличное оживление в деле производства акустических систем среднего ценового диапазона. Особенно, если ориентироваться на прослушивание живых инструментов и стилей таких как: классическая музыка, джаз, вокал и т.д.

В Фланкерах стоят широкополосники, а для них это родная стихия. Есть мнение, что колонки с ШП динамиками не подходят для прослушивания рока и тяжелой музыки. Лично я такую музыку слушаю довольно редко и про нюансы ее воспроизведения сказать не могу. Но, например, арт рок – типа Пинк Флойда, мои лабиринты воспроизводят очень хорошо.

На подходе же у меня еще несколько конструкций с аналогичным акустическим оформлением с разными динамиками и разного размера.

Недорогая акустическая система на доступных динамиках с лабиринтом, обладающая хорошим качеством звучания.

За основу была взята статья (1). Рекомендации по изготовлению и расчёту подробно описаны в (2). См. список литературы!
Для качественного воспроизведения низких частот (баса) требуется низкая граничная частота, высокая отдача и отсутствие “бубнения”, т. е. низкую добротность основного резонанса. Практическое исполнение показано на рисунке.

Предлагаемая акустическая система имеет хорошие показатели в своём диапазоне воспроизводимых частот. Обладает мягким, комфортным и мощным звучанием, а главное содержит недефицитные и недорогие динамические головки: 6 ГДВ–4 , 35ГДН–4 .
В такой конфигурации есть один недостаток, небольшой провал в области СЧ.

Характеристики:
Номинальная мощность 50 Вт
Максимальная мощность 100 Вт
Частотный диапазон 38 – 20.000 Гц
Сопротивление 4 Ом
Чувствительность 89 Дб
Вес 19 кг

Частота разделения полос около 3 кГц.

Детали:
Конденсатор С1 – МБГО – 2, С2 – К73 – 11 – 160 В, катушка индуктивности намотана на пластиковых каркасах (от припоя) размерами: высота 50 мм, диаметр 30 мм и содержит 260 витков провода ПЭЛ – 1 1,2 мм.
Внутрь катушки вставлен металлический сердечник размерами: высота 49 мм, диаметр 28 мм с отверстием по центру для крепления.
Фильтр собран на панелях из фанеры, соединительные провода желательно из безкислородной меди диаметром не менее 2,5 мм, чем больше, тем лучше.

Внутри прямоугольного корпуса установлены перегородки так, что внутренний объём представляет собой сложенный канал “лабиринт” с уменьшающимся по экспоненте сечением. Кроме того, перегородки снижают вибрацию стенок. Часть внутреннего объёма заполнена синтепоном с плотностью 10… 11 г/дм3. Материал для корпуса и перегородок – ДСП.
Скрепление стенок брусками 20-20 мм и саморезами – 40…50 мм. Изнутри проклеено клеем ПВА или эпоксидным клеем.
С дальнейшей грунтовкой и покраской.

Применяемые динамические головки:

Головка НЧ–СЧ: 35ГДН–1–4
Головка ВЧ: SEAS H831 или 6ГДВ–4, но в конце концов поставил на ВЧ динамик 2ГД36 который применялся в телевизорах, так как с ним провала в СЧ на слух не заметил.

В итоге получилось вот это, некрасиво и незакончено зато звук, класс, а по басу даст фору многим магазинским колонкам средней ценовой категории.
Фазоинверторы и разъёмы покупные, настраивал фазоинвертор с помощью генератора на слух

ЛИТЕРАТУРА
1. А. Иванов. Двухполосный громкоговоритель с лабиринтом.- Радио, 2004, № 7, с. 16-17. Взять в нашей Библиотеке >
2. С. Бать. Любительские громкоговорители. – М,2002: ИП РадиоСофт Взять в нашей Библиотеке >.

Оцените статью
Добавить комментарий